КИНОСТУДИИ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КИНОСТУДИЯ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ФИЛЬМОВ имени М.ГОРЬКОГО

Логотип киностудия kinostudiya-imeni-gorkogo-70-mm-logo-221-color

Киностудия основана в 1924 году на базе киноателье «Русь».
1915-1924. Киноателье «Русь»
1924-1928. «Межрабпом-Русь»
1928-1936. «Межрабпомфильм»
1936-1948. «Союздетфильм»
1948-1963. «Московская киностудия имени М. Горького»
1963. «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького»

Continue reading

КИНОСТУДИЯ. Мосфильм

Логотип киностудии mosfilm-70-mm-logo-221-color-anna-karenina

Основу будущего советского киногиганта киностудии «Мосфильм» положили национализированные и объединенные в 1923 году киноателье Александра Алексеевича Ханжонкова на Житной улице и Иосифа Николаевича Ермольева в Брянском переулке. Continue reading

«Концерт (Земля молодости)» (1940)

СССР, Союздетфильм, 1940, ч/б (Kodak/Agfa) + цв (двухцветный способ, Agfa BiPack Film), 40 мин. (7 ч., 1075м.), стереоскопический (Стерео-35/11х18, 2-х зеркальная насадка, горизонтальная стереопара 11,25×18мм), 35мм, 0.625:1, моно (Оптическая фонограмма расположена по центру пленки).
Фильм-концерт. Госфильмофонд № С 182
Фильм был запущен в производство 17 августа 1940 года. 28 декабря 1940 года съемки стереофильма были завершены. Фильм снимался в павильонах киностудии «Союздетфильм», на набережной Ялты, в Мисхоре и Форосе, в Никитском ботаническом саду.

Принят из производства 31.12.1940 г. Р/у №901/41 от 21.01.1941 г.
Премьера для Членов Политбюро ЦК ВКПб 14 января 1941 года в московском кинотеатре «Москва».
Выпущен в прокат 4 февраля 1941 г.
Стереоскопический вариант фильма восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2010 году. Черно-белый варианта (1-7 части) — 00:39:42; цветной вариант 6 части — 00:05:41. Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.
Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 5 февраля 2011 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы 2011».

Второй вариант фильма состоящий из 3-черно-белых и 4-цветных фрагментов восстановлен в 2017 году. Этот вариант является авторской редакцией Н. Майорова. Для ее создания использовались все сохранившиеся подсобные материалы к фильму: негативы дублей черно-белых фрагментов, цветоделенные негативы цветных фрагментов, а так же вставлены из первого варианта фильма, отсутствующие в подсобных материалах планы. Первая публичная демонстрация прошла 1 декабря 2018 года на XV Международном фестивале практикуме киношкол «Кинопроба» в Ельцин Центре Екатеринбурга. Continue reading

Широкоэкранные системы

ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

С первых лет своего существования кинематограф пытался вырваться из классического формата кадра, раздвинуть его границы. Continue reading

ФИЛЬМОГРАФИЯ. «В аллеях парка» (1952)

Фрагменты из стереофильма «В аллеях парка» (1952)

В АЛЛЕЯХ ПАРКА
СССР, НИКФИ, 1952, цв. (Agfacolor), 5 мин., 00:06:32, 1 ч, 329,2 м, 31 план, стереоскопический (Стерео-35 кадр над кадром), 35 мм, 1.37:1, моно (оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя).

Видовой. Госфильмофонд № С 1464. Р/у № 2601 5/52 от 19.01.1952 года. Выпущен на экран 19 января 1952 года. Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2011 году. Восстановленный вариант — 00:06:32.
Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 1 февраля 2012 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2012».

Первый стереоскопический экспериментальный видовой фильм, снятый по советской системе «Стерео-35 кадр над кадром».
Режиссер А. Степанова. Операторы: А.Г. Болтянский, Д.В. Суренский. Звукооператор А. Западенский.

Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.

Стереопара кадры стерео кино 3D

Стереопара из фильма «В аллеях парка» (1952)

 

___________________________________________________________

СТЕРЕОКИНО  РОССИИ

Стерео-35 Анощенко Стерео-2х35  Голдовского-Левингтона Стерео-2х35
Стерео-2х35 трехцветка Стерео-35/ 11х18 Стерео-35/19
Стерео-35/ 10х10 Стерео-35 кадр над кадром Стерео-2х35А
Стерео-70 Стерео-35А  Стерео -70М
СИСТЕМЫ  СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО  КИНЕМАТОГРАФА   СССР (таблица)

____________________________________________________________________________

ФИЛЬМОГРАФИЯ  СОВЕТСКИХ  СТЕРЕОФИЛЬМОВ  ПО АЛФАВИТУ

ФИЛЬМОГРАФИЯ  СОВЕТСКИХ  СТЕРЕОФИЛЬМОВ  ПО СИСТЕМЕ  СЪЕМКИ

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ  СОВЕТСКИЕ  СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИЕ  ФИЛЬМЫ

СИСТЕМЫ  СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО  КИНЕМАТОГРАФА   СССР (таблица)

ФОРМАТЫ КИНОПЛЕНОЧНЫХ СИСТЕМ СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО КИНЕМАТОГРАФА  в  СССР

СТЕРЕОПАРЫ из КИНОФИЛЬМОВ

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

 

© Николай Майоров, 2013. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА. 1913 год

21 ноября.

Первый фильм, выпущенный на экран через два часа после начала съемки, снят и продемонстрирован на церемонии открытия кинотеатра «Пегас» «Акционерного общества «А. А. Ханжонков и К°» в Москве.
«Кинотеатр «Пегасъ», Москва, площадь Старых Триумфальных ворот (с 1935 г. — пл. Маяковского, д.2/2).
Свой кинотеатр «Пегасъ» Александр Алексеевич Ханжонков построил за 4 месяца по проекту архитектора А. А. Фольбаума. В начале августа 1913 года состоялась закладка фундамента нового кинотеатра, в этом же году 21 ноября «…вся Москва собралась на Триумфальной площади на торжество в АО «А. А. Ханжонков и К°», по случаю открытия с ананасами и шампанским «Электротеатра». Во время церемонии открытия кинотеатра «Пегас» кинооператоры А.А.Ханжонкова проводили киносъемку этих торжеств. Через два часа участники мероприятия увидели себя на экране. Эта кинолента вошла в историю отечественного кино как «самая быстрая».
В 20-30-х годах назывался «Горн», затем – «Межрабпом». В 1936 году после реконструкции получил название кинотеатр «Москва».

В 1941 году был переоборудован для показа стереофильмов.
В середине 50-х годов кинотеатр был встроен в многоэтажное административное здание. В середине 70-х годов была проведена очередная реконструкция кинотеатра.
Сегодня кинотеатр носит название «Центр Российской кинематографии «Домъ Ханжонкова». Зал вмещает 515 зрителей.

26 декабря.

В России выпущен на экран первый в мире кукольный мультипликационный фильм с участием живых актеров «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ».

____________________________________________________________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

Первые в истории отечественного кинематографа

stepan-razin-1908«…Синематограф — это движущаяся фотография. На большой экран, помещённый в тёмной комнате, отбрасывается сноп электрического света, и вот на полотне экрана появляется большая — аршина два с половиной длины и полтора в высоту — фотография…»
Эти строки, опубликованные в 6 июля 1896 года газете «Одесские новости», принадлежат перу Алексея Максимовича Горького, который был одним из тех россиян, кто познакомился с «Синематографом» в первые дни его демонстрации в городах России. И таких зрителей были сотни. Изобретение Люмеров не только победным маршем шло по городам Европы, но и прокатилось по всей России от Петербурга до Владивостока всего за один год (см. «Первые демонстрации «Синематографа» в городах России»). Синематограф прижился в России, сначала в виде аттракциона в балаганах на ярмарках. Чуть позже появились первые стационарные кинотеатры. Через 9 лет после первых просмотров, в России появилось собственное кинопроизводство, которое к двадцатилетию прихода синематографа достигло огромных размахов (см. «Русская дореволюционная кинематография в цифрах»).
А началось все в 1896 году…

   1896 1897 1898 1899 1900
1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910
1911 1912 1913  1914 1915 1916 1917   1918 1919 1920
1921 1922 1923 1924 1925  1926 1927 1928 1929 1930
1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 
1941 1942 1943 1944 1945  1946 1947 1948  1949 1950
1952 1953  1954 1955  1956 1957 1958 1959 1960
1961  1962 1963 1964  1965 1966 1967  1968 1969 1970
1972 1973 1975   1976  1977  1978 1980 
 1981 1986   1987    1999  2000
   2003        2007  2008  2009  2010
 2011  2012  2013 2016 2017  2018  2019   

ПЕРВЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ СИНЕМАТОГРАФА В РОССИИ

ПЕРВЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ «СИНЕМАТОГРАФА» В ГОРОДАХ РОССИИ

 

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.

ПТУШКО Александр Лукич

кинематографисты портрет ptushko Птушко А.Л.

 

 

 

 

 

 

 

ПТУШКО  Александр Лукич  (06.04.1900-06.03.1973).

front2Режиссер, сценарист, оператор.
Народный артист СССР (1969). Лауреат Сталинской премии (1946), Лауреат Венецианского кинофестиваля (1935) в номинации “СССР» за 1934 год. Лауреат Каннского кинофестиваля (1946) в номинации «Цвет» за 1946 год (Премия жюри за лучшее цветовое решение в фильме «Каменный цветок»). Приз Венецианского кинофестиваля (1953) «Серебряный лев» за фильм «Садко»). Почётный диплом Международного кинофестиваля в Югославии (1956)  режиссёру  фильм «Золотой ключик». Почётный диплом Международного кинофестиваля в Эдинбурге за фильм «Илья Муромец»Приз режиссёру фильма «Сказка о потерянном времени» Международного кинофестиваля фильмов для детей и юношества в Готвальдове (1965). Приз Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1968) за фильм «Сказка о царе Салтане». Специальная премия жюри Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно (1976) за фильм «Руслан и Людмила».

С 1927 года работал на киностудии «Мосфильм» как художник-мультипликатор и режиссёр мультфильмов и конструктор кукол для мультипликации. В 1928 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина, который позже стал героем также и рисованных мультфильмов.

В 1932 году Птушко снял первый звуковой объёмно-мультипликационный фильм «Властелин быта».

С 1936 года руководил художественно-производственным объединением объёмной мультипликации на «Мосфильме».

Во время Великой Отечественной войны работал на ЦОКС в Алма-Ате, руководил трюковыми и комбинированными съёмками в фильмах..

В 1944—1946 годах — директор киностудии «Союзмультфильм».

С 1960 по 1963 год — художественный руководитель Творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов при киностудии «Мосфильм».

С 1932 года преподавал во ВГИКе. В 1932—1949 годах — и. о. профессора ВГИКа, заведующий кафедрой художественного факультета. Continue reading

ПИОНЕРЫ КИНЕМАТОГРАФА. БОЛТЯНСКИЙ Андрей Григорьевич

БОЛТЯНСКИЙ Андрей Григорьевич (05.09.1911 - 19.07.1985)

БОЛТЯНСКИЙ Андрей Григорьевич

(05.09.1911 — 19.07.1985) 

Советский учёный, специалист в области стереокинотехники, комбинированных съёмок, кинооператор. Кандидат технических наук (1958).

Continue reading