События месяца. Октябрь.

Кадр из панорамного фильма "Опасные повороты" (1961)
Кадр из первого в мире игрового полнометражного  панорамного фильма «Опасные повороты» (1961)

Continue reading

События месяца. Сентябрь.

Кадры из фильма "Карнавал цветов" (1935)
Кадры из фильма «Карнавал цветов» (1935)

1900

На экраны СССР выпущен первый фильм, где был снят крупный план в кино «Grandma’s reading glass» (Бабушкино увеличительное стекло). Continue reading

Избранная фильмография экранизаций романов о трёх мушкетёрах по годам

Первое издание романа А.Дюма "Три мушкетера" (Duma "Les trois mousquetaires") (1844)
Первое издание романа А. Дюма «Три мушкетера» (Duma «Les trois mousquetaires») (1844)

1898 — Три мушкетёра / The Three Musketeers — немой, Великобритания
1903 — Мушкетёры королевы / Les Mousquetaires de la reine — немой, Франция, режиссёр Жорж Мельес
1903 — Три мушкетёра / Les trois mousquetaires — немой, Франция

1909 — Три мушкетёра / I Tre moschettieri — немой, Италия, режиссёр Марио Казерини
1911 — Три мушкетёра / The Three Musketeers — немой, США, режиссёр Дж. Сирл Доули, в роли д’Артаньяна — Сидней Бут (Sydney Booth)
1912 — Три мушкетёра / Les trois mousquetaires — немой, Франция, режиссёры Андре Кальметт и Анри Пукталь, в роли д’Артаньяна — Эмиль Дегелли (Émile Dehelly)
1914 — Три мушкетёра / The Three Musketeers — немой, США, режиссёр Чарльз Хинкел
1916 — Три мушкетёра / The Three Musketeers (D’Artagnan) — немой, США, режиссёр Чарлз Суикард, в роли д’Артаньяна — Орин Джонсон (Orin Johnson)

Continue reading

«Звезды русского авангарда». Выпуски 2014 года

Тютин

«Режиссеры никогда прежде не рассматривались с точки зрения «русского авангарда», несмотря на то, что жили в ту эпоху, творили, были вовлечены в точно такой же ажиотаж поисков новых форм художественного выражения, как художники, поэты, театральные деятели, – говорит Сергей Тютин. – Известно, что советский кинематограф отличался разноплановостью – Дзига Вертов, Александр Довженко, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и другие. В новом блоке мы расскажем о Льве Кулешове, который в 1920-е годы создавал то, на чем сегодня строится кинематограф, в том числе киномонтаж. Сергей Эйзенштейн, герой второго выпуска, в представлении не нуждается, но акцент мы делаем на его разработках по теории кино и открытиях в монтаже, которые режиссер применял в своих работах. Герой следующего выпуска — Всеволод Пудовкин. В частности мы рассказываем о его немом фильме «Простой случай», который практически никто не видел, но отрывки из которого поражают своей визуальной выразительностью. Эти идеи были навеяны творчеством Василия Кандинского. А Александр Андриевский – фигура менее известная из всех. Настоящей сенсацией стал выход 4 февраля 1941 года на экран первого в мире московского коммерческого стереокинотеатра «Москва», в котором использовался безочковый метод проекции на экран, фильма режиссера Александра Андриевского и оператора Дмитрия Суренского — «Земля молодости или Концерт». Этот день считается началом регулярного показа стереофильмов в нашей стране. Фильм Андриевского демонстрировался по 17 сеансов в день, приводил зрителей в восторг и за три месяца в одном кинозале его смогли посмотреть более полумиллиона человек. За 6 лет до этого Александр Андриевский снял звуковой фантастический фильм «Гибель сенсации». Фильм шел в прокате при неизменных аншлагах в кинотеатрах 7 лет. Никто в других странах не мог создать аналогичные технологии».

Continue reading

Метод «Блуждающая маска»

В двадцатом веке было разработано и применено на практике в кинопроизводстве несколько десятков методов комбинированных съемок, получивших название «блуждающая маска»**. Одни из них использовались только при съемке черно-белых фильмов, другие позволяли снимать и цветные фильмы. На мой взгляд популярно и просто изложил сам принцип съемки (черно-белой) методом «блуждающая маска» в своей «Чудеса кино» (1949) наш великий киноволшебник Александр Лукич Птушко.
Continue reading

ГЕЛЕЙН Игорь Владимирович

ГЕЛЕЙН Игорь Владимирович

(21.03.1905 — 07.07.1985)

Советский кинооператор.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).

Лауреат Сталинской премии второй степени (1951) — за фильм «Смелые люди» (1950). Continue reading

РЕНКОВ Николай Степанович (09.05.1906 — 1988)

РЕНКОВ Николай Степанович

(09.05.1906 — 1988)

Советский российский художник, оператор и сценарист. Один из крупнейших специалистов в области комбинированных съемок фильмов. Continue reading

События месяца. Август.

Кадр из фильма "The Skeleton Dance" (Пляска скелетов) 1929 Кадр из фильма "The Skeleton Dance" (Пляска скелетов) 1928 Кадр из фильма "The Skeleton Dance" (Пляска скелетов) 1929

Кадр из первого фильма сериала «Забавные симфонии» —  «The Skeleton Dance» (Пляска скелетов) (1929)

1896  

  • Первая демонстрация синематографа в г. Стокгольме (Stockholm).                     
  • Первая демонстрация синематографа в Белграде.                    
  • Первая демонстрация синематографа в Румынии состоялась в Бухаресте.                             Continue reading

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЭКРАНИЗАЦИЙ У. ШЕКСПИРА (William Shakespeare) в СССР

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
Первый советский фильм-балет.
СССР, Мосфильм, 1954, цветной (Agfacolor), 93 мин.(10ч., 2544 м.), моно. Выпуск на экран 25.03.1955
Авторы сценария и режиссеры-постановщики: Л. Арнштам, Л. Лавровский. Операторы: А. Шеленков, И. Чен. Художник А. Пархоменко. Композитор С. Прокофьев. Звукооператор Б. Вольский. Режиссер В. Викторов. Ассистент режиссера Г. Баландина. Художники по костюмам: П. Вильяме, К. Ефимов. Художник-гример В. Яковлев. Монтаж Т. Лихачева. Комбинированные съемки: оператор Б. Арецкий, художник Л. Александровская. Ббалетмейстер Л. Лавровский. Ассистенты балетмейстера: Л. Поспехин, Т. Никитина. Диктор-чтец Б. Оленин. Дирижер Г. Рождественский. Директор картины П. Данильянц. Continue reading