Super Technirama 70® (Супер Технирама 70)

Super Technirama 70® (Супер Технирама 70)
Появление широкоформатного кинематографа и создание сети широкоформатных кинотеатров послужило толчком к дальнейшему развитию системы «Technirama». Учитывая высокое качество изображения исходных материалов, площадь которых была незначительно меньше площади кадра в широкоформатной системе «Todd AO» (см. Широкоформатные сиcтемы кинематографа), на основе системы «Technirama» была разработана система «Super Technirama 70», дававшая возможность печати фильмокопии на 70-мм кинопленке. Оптическая система для нее была разработана профессором А. Боуверсом (A. Bouwers) на голландской фирме «Оптиш Индастри ди «Оуд Делфт» (N.V.Optische Industrie de «Oude Delft»). Все работы велись под непосредственным руководством Президента корпорации «Technicolor» Герберта Т. Кальмуса (Herbert T. Kalmus).

35 мм негатив по системе «Super Technirama 70» из кинофильма «Sleeping Beauty» (1959)
35 мм негатив по системе «Super Technirama 70»  из кинофильма «Sleeping Beauty» (1959)

Съемка производилась киноаппаратурой «Technirama» на 35-мм кинопленке с горизонтально расположен¬ным кадром и шагом в восемь перфораций и с коэффициентом анаморфирования 0,67. С полученных исходных материалов изготовлялись все виды фильмокопий принятых в системе «Technirama», а так же оптическим путем с дезанаморфированием изображения печатались широкоформатные копии на 70 мм кинопленке с шестиканальной стереофонической фонограммой.
Первым новую систему опробовала компания Диснея. Освоив первым из всех мировых аниматоров широкоэкранный вид кинематографа, Дисней решил не отставать от новых форматов для гигантских экранов, и свой первый цветной широкоформатный мультипликационный фильм «SLEEPING BEAUTY» (Спящая красавица) снял по системе «Super Technirama 70». Думается, что выбор системы был не случаен. Дисней умел считать, тратить и экономить деньги. Делов в том, что для съемки широкоформатной картины по системе «Todd AO» необходимо не только иметь кинокамеру, способную выполнять покадровую съемку на 65 мм кинопленке, но и целый комплекс аппаратуры для обработки и монтажа. То есть требуется переоснащение всего аппаратно-лабораторного комплекса студии. А при съемке по системе «Super Technirama 70» все процессы обработки можно производить на стандартном 35 мм оборудовании, заменив кадровую рамку кинокамеры на более широкую.

Широкоформатный позитив на 70 мм кинопленке с шестиканальной магнитной стереофонической фонограммой из кинофильма «Sleeping Beauty» (1959)
Широкоформатный позитив на 70 мм кинопленке с шестиканальной магнитной
стереофонической фонограммой из кинофильма «Sleeping Beauty» (1959)

Таким образом, не нарушался привычный ритм: съемка, просмотр, исправления, окончательная съемка. А вот получение широкоформатного варианта – это уже труды лаборатории «Technicolor», разработчика системы.
Выгода в использовании для съемки оригинала мультфильма системы «Super Technirama 70» была еще и в том, что этот оригинал позволял получить одновременно и за те же деньги не только широкоформатный вариант фильма, но и высококачественные широкоэкранный вариант по системе «CinemaScope», а так же вариант в классическом формате 1.37:1 путем выкопировки. Вложив в этот проект 6 миллионов долларов, компания Диснея стала первопроходцем в освоении новой системы кинематографа и 29 января 1959 года познакомила зрителей, пришедших в лос-анджелесский кинотеатр «Fox Wilshire», с новой версией знаменитой сказки Шарля Перро (Charles Perrault).

Широкоформатный позитив на 70 мм кинопленке по системе «Super Technirama 70» из кинофильма «Solomon аnd Sheba» (Соломон и Шеба) (1959)
Широкоформатный позитив на 70 мм кинопленке по системе «Super Technirama 70» из кинофильма «Solomon аnd Sheba» (Соломон и Шеба) (1959)

История любви царя Соломона и царицы Савской в исполнении Юла Бриннера (Yul Brynner) и Джины Лоллобриджиды (Gina Lollobrigida) в фильме мастера американского кино Кинга Видора (King Vidor) «SOLOMON AND SHEBA» (Соломон и Шеба)*, стала первым игровым фильмом по системе «Super Technirama 70®». Премьера фильма прошла 27 октября 1959 года в лондонском «Астория Театре» (Astoria Theatre). Фильм был выпущен в массовый прокат на Рождество 24 декабря 1959 года.
По системе «Super Technirama 70» было выпущено в прокат около тридцати игровых фильмов, среди которых такие всемирно известные колоссы как: «Spartacus» (Спартак, 06.10.1960), режиссер Стенли Кубрика (Stanley Kubrick), операторы: Расселл Меттай (Russell Metty), Клиффорд Стин (Clifford Stine); «El Cid» (Эль Сид, 14.12.1961), режиссер Энтони Манн (Anthony Mann), оператор Роберт Краскер (Robert Krasker); «Le Guepard» (Леопард, 28.03.1963), режиссер Лукино Висконти, оператор Джузеппе Ротанно (Giuseppe Rotunno).

ШИРОКОЭКРАННЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

© Николай Майоров, 2010. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна