MGM Camera 65® / Ultra Panavision 70® (МГМ камера 65 /Ульта Панавижн 70)

В 1956 году кинокомпания «Metro Goldwyn Mayer» заказала президенту корпорации «Panavision, Inc.» Роберту Готчолку (Robert Gottschalk) разработку новой широкоэкранной системы для проекции на экран, аналогичный системе «Cinerama», но использующей для съемки однопленочный метод. При разработке новой системы, в целях унификации съемочного, копировального и проекционного оборудования использовались параметры кинонопленки, частота съемки, размеры

съемочного кадра и проецируемого участка изображения, принятые для системы «Todd AO». В тоже время, для решения задачи по увеличению ширины изображения к его высоте, при съемке используется анаморфотная насадка с коэффициентом анаморфирования 0,75, а при проекции применяют проекционные объективы или насадки с коэффициентом анаморфирования 1,33. Основные характеристики системы «MGM Camera 65®» смотрите в Таблице 4. Из таблицы видно, что система «MGM Camera 65» позволяет получить соотношение кадра на экране от 3:1 до 2.93:1. Напомним, что в «Cinerama» оно равняется 2.59:1.

Таблица 4

Характеристики систем «MGM Camera 65®» и «Ultra Panavision 70®»

ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМА КИНЕМАТОГРАФА
  «MGM Camera 65» «Ultra Panavision 70»
Размер негатива в мм 65 65
Размер кадра негатива в мм 52,63х23,05 52,63х23,01
Размер позитива в мм 65 / 70 70
Размер проецируемого кадра в мм 52,12х22,5 / 48,6х22 48,6х22
Коэффициент анаморфирования при съемке 0,75 0,8
Коэффициент анаморфирования при проекции 1,33 1,25
Соотношение сторон на экране 3:1 / 2.93:1 2.75:1
Шаг кадра в мм 23,75 23,75
Фонограмма на 65 мм копии Магнитная шестиканальная на отдельной 35 мм пленке
Фонограмма на 70 мм копии Магнитная шестиканальная Магнитная шестиканальная

В разработанной в 1958 году компанией «Panavision, Inc.» системе «Ultra Panavision 70®» это соотношение стало равняться 2.75:1 за счет изменения коэффициента анаморфирования при съемке на коэффициент 0,8, а при проекции — на 1,25.
В новой системе, помимо изменения коэффициента анаморфирования, позитивные копии печатаются только на 70 мм кинопленке, в то время как по системе «MGM Camera 65» передусматривалась и печати 65 мм позитива для демонстрации его синхронно с раздельной шестиканальной фонограммой, записанной на 35 мм магнитной пленке.
Специально для системы «Ultra Panavision 70®» был разработан объектив с переменным фокусным расстоянием и набор высококачественных объективов с фокусными расстояниями от 35 до 300 мм.
Помимо печати контактным способом 70 мм фильмокопий, обе системы давали возможность получения оптической печатью анаморфированных фильмокопий на 35 мм кинопленке, как с оптической, так и с магнитной фонограммой.
Поскольку композиция кадра выстраивалась оператором для соотношения сторон изображения на экране равным 2.76:1, то при переводе фильма в другие системы кинематографа с меньшим соотношением сторон кадра, в целях сохранения в полном объеме изображения, используется принцип под названием «почтовый ящик» (Letterbox). То есть изображение не подрезается справа и слева, как при процессе выкопировки, а располагается по все ширине кадра с черными полями сверху и снизу, как в кадре по системе «явное каше».

70 мм позитив с анаморфированным кадром из кинофильма «Ben Hur» (Бен Гур)(1959)
70 мм позитив с анаморфированным кадром из кинофильма «Ben Hur» (Бен Гур)(1959)
Кадр из кинофильма «Ben Hur» (Бен Гур)(1959)
Кадр из кинофильма «Ben Hur» (Бен Гур)(1959)

При тиражировании фильма «Бен Гур» было выпущено несколько вариантов в различных системах кинематографа (см. таблица 5).

Таблица 5

Варианты форматов изображения прокатных копий фильма «Бен Гур»

Система кинематографа Пленка Формат изображения на экране
MGM Camera 65® 70 мм 2.76:1 (анаморфированный)
Todd AO® 70 мм 2.76:1 (кашированный)
Todd AO® 70 мм 2.21:1 (выкопировка)
Cinemascope® 35 мм 2.76:1 (кашированный)
Cinemascope® 35 мм 2.55:1 (выкопировка)
Cinemascope® 35 мм 2.35:1 (выкопировка)
Обычный 35 мм 1.85:1 (кашированный «Pan&Scan»)
Обычный 35 мм 1.37:1 (выкопировка «Pan&Scan»)

Компания «Panavision, Inc.» разработала специальную оптическую систему «Micro Panatar» и всё необходимое оборудование для печати с 65 мм негатива, снятого в обеих системах, трех раздельных частей изображения на трех 35 мм кинопленках для демонстрации их по трехпленочной системе «Cinerama».
По системе «MGM Camera 65®» на киностудии «Metro Goldwyn Mayer» были сняты только два игровых широкоформатных фильма.
Первый из них, цветной игровой фильм «Raintree County» (Округ Рейнтри) демонстрировался в кинотеатрах только с 35 мм копий по системе «CinemaScope®». На премьера, которая прошла 2 октября 1957 года в кинотеатре «Браун» (Brown) в Луизвилле (Louisville), он так же демонстрировался по системе «CinemaScope®».
Первым широкоформатным игровым фильмом, полностью снятым и демонстрировавшимся по системе «MGM Camera 65®» стал «BEN HUR» (Бен Гур). Его премьера прошла 18 ноября 1959 года в кинотеатре «State» в Нью-Йорке.
oscar-160x65 Оскар Oscar«Бен Гур» стал первым фильмом в истории мирового кинематографа, завоевавшим одиннадцать Оскаров: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучший актер второго плана», «Лучший оператор», «Лучший художник», «Лучший художник по костюмам», «Лучший композитор», «Лучший звук», «Лучшие спецэффекты», «Лучший монтаж».
Первым по системе «Ultra Panavision 70®» был снят приключенческий фильм «Mutiny on the Bounty» (Мятеж в Баунти) с Марлоном Брандо (Marlon Brando) в главной роли. Его премьера состоялась 8 ноября 1962 года в нью-йоркском кинотеатре «State».

 Таблица 6

Фильмы, снятые по системе «Ultra Panavision 70® / MGM Camera 65®»

НАЗВАНИЕ ПРЕМЬЕРА

Дата, кинотеатр, город

Премия «Oscar» / Номинирован
«Raintree County» (Округ Рейнтри) 02.10.1957, «Brown», Луисвилл — / 4
«Ben Hur» (Бен Гур) 18.11.1959, «State», Нью-Йорк 11 / 12
«Mutiny on the Bounty» (Мятеж в Баунти) 08.11.1962, «State», НьюЙорк — / 7
«The Fall of the Roman Empire» (Падение римской империи) 24.03.1964, «Astoria», Лондон — / 1
«The Hateful Eight» (Омерзительная восьмерка)  07.12.2015, Лос Анджелес  1 / 3

Фильмы, снятые по системам «Ultra Panavision 70» и «MGM Camera 65» (см. таблица 6), демонстрировались в основном на плоские или слегка дугообразные экраны в широкоформатных кинотеатрах по системе «Todd AO» и в обычных широкоэкранных кинотеатрах с 35 мм анаморфированного позитива. Причем соотношение сторон кадра на экране ранялось в широкоформатных копиях 2.2:1, в широкоэкранных – 2.35:1. Для этого производилась выкопировка изображения с частичным отсечением его по краям кадра. То есть отрезается до 38 процентов, что делает бессмысленным съемку с таким форматом кадра.
В 1962 году система «Ultra Panavision 70» была использована для съемки части материала игрового фильма «HOW THE WEST WAS WON» (Как был завоеван Запад) с последующим переводом его на три раздельные пленки для демонстрации по системе «Cinerama».
Только спустя шесть лет после введения в эксплуатацию была реализована идея, для которой и разрабатывались системы «Ultra Panavision 70» и «MGM Camera 65» — демонстрация фильма на панорамный дугообразный экран, принятый в системе «Cinerama».
Для обеспечения высококачественной проекции на сильно изогнутый экран разработчикам системы необходимо было учесть, что при проекции с плоского кадра на дугообразный экран возникают недопустимые искажения изображения и по вертикали, и по горизонтали. Причем, чем больше кривизна экрана, тем больше эти искажения. Для устранения этих недостатков было предложено два варианта компенсации искажений: применение специальной оптики на кинопроекторах или печать фильмокопии с искажениями, противоположными тем, которые имеют место при проекции на сильно изогнутый экран. Печать 70 мм фильмокопии с помощью особых оптических копировальных аппаратов, вносящих «обратные» искажения в изображения кадров позитива была разработана для первого варианта системы «Todd AO». Но, это способ не нашел широкого применения из-за его сложности и необходимости изготавливать несколько видов копий для различных кинотеатров с разными проекционными расстояниями и формой экрана. Практически для каждого экрана необходимо было печатать свою копию.

ПРИМЕРЫ ПРОЕКЦИИ 70 ММ КОПИИ НА ЭКРАН
ПО СИСТЕМЕ «CINERAMA» С ДУГОЙ В 146°

70 мм позитив с анаморфированным кадром из кинофильма «Khartoum» (Хартум) (1966).
70 мм позитив с анаморфированным кадром из кинофильма «Khartoum» (Хартум) (1966)

Проекция со сферической оптикой.

Проекция со сферической оптикой

Проекция со специальным объективом.
Проекция со специальным объективом

 

Разработчики широкоформатных систем в середине прошлого века посчитали более перспективным для исправления искажений использовать специальные проекционные объективы, несмотря на то, что создание таких объективов представляло в то время сложную оптическую задачу.
Необходимость применения специальной проекционной оптики или печати специальной копии для каждого кинотеатра – главная причина отказа от применения сильно изогнутых экранов при массовом распространении широкоформатной проекции в мире. Поэтому подавляющее большинство широкоформатных кинотеатров использовало обычные типы сферических проекционных объективов и слабо изогнутые или плоские экраны.

70 мм позитив с анаморфированным кадром из кинофильма «It’s A Mad, Mad, Mad, Mad World» (Это безумный, безумный, безумный, безумный мир)(1963)
70 мм позитив с анаморфированным кадром из кинофильма «It’s A Mad, Mad, Mad, Mad World» (Это безумный, безумный, безумный, безумный мир)(1963)

7 ноября 1963 года на бульваре Сансет (Sunset Boulevard) в Голливуде для демонстрации панорамных фильмов по однопленочной системе «Cinerama 70» открылся новый кинотеатр «Pacific Cinerama Dome». В зале кинотеатра по дуге в 126 был установлен экран шириной 26,23 м и высотой 9,76 м. Кинотеатр открылся премьерой фильма Стенли Крамера (Stanley Kramer) «IT’S A MAD, MAD, MAD, MAD WORLD» (Это безумный, безумный, безумный, безумный мир)*, снятого по системе «Ultra Panavision 70®».
3 января 1966 года в московском панорамном кинотеатре «Мир» кинокомедия «It’s A Mad, Mad, Mad, Mad World» начала демонстрироваться по системе «Cinerama 70» с синхронным закадровым переводом. 24 января 1966 года началась демонстрация варианта фильма с шестиканальным стереофоническим звуком, полностью дублированного на русский язык. В этот же день фильм был выпущен в прокат на территории СССР в широкоформатном и в широкоэкранном вариантах. В панорамных кинотеатрах СССР демонстрация фильма велась с 70 мм позитива по системе «Cinerama 70» с 6-канальным стереофоническим звуком. Кстати, звуковые эффекты оригинальной фонограммы фильма были удостоинны премии «Оскар» за 1963 год в номинации «Лучшие звуковые эффект». Через год, 27 марта 1967 года, в советский прокат был выпущен обычный вариант этого фильма (1.37:1).

Демонстрация фильма «It’s A Mad, Mad, Mad, Mad World» на 33 метровом панорамном экране с дугой 146 по системе «Cinerama -70» в московском кинотеатре «Мир».
Демонстрация фильма «It’s A Mad, Mad, Mad, Mad World» на 33 метровом панорамном экране с дугой 146 по системе «Cinerama -70» в московском кинотеатре «Мир».

Следующие четыре игровых фильма, снятые по системе «Ultra Panavision 70» в 60-е годы прошлого века, выпускались на экран в панорамных кинотеатрах многих стран мира по системе «Синерама 70». Но ни один из них по идеологическим причинам на советский экран не попал.

Таблица 7

Фильмы, снятые по системе «Ultra Panavision 70®» для «Cinerama 70»

НАЗВАНИЕ ПРЕМЬЕРА

Дата, кинотеатр, город

Премия «Oscar» / Номинирован
«Its a mad, mad, mad, mad world» (Это безумный, безумный, безумный, безумный мир) 07.11.1963, «Cinerama Dome», ЛосАнджелес. 1 / 6
«The Hallelujah Trail» (Аллилуйная тропа) 23.06.1965, «Warner», ЛосАнджелес. — / —
«Battle of the Bulge» (Битва за выступ) 16.12.1965, «Cinerama Dome», ЛосАнджелес. — / —
The Hallelujah Trail (Тропа Аллилуйя)  23.06.1965, США — / — 
«The Greatest Story Ever Told» (Величайшая история, когда-либо рассказанная) 15.02.1965, «Warner», НьюЙорк. — / 5
«Khartoum» (Хартум)   09.06.1966, «London Casino», Лондон. — / 1
The Hateful 8 (Омерзительная восьмерка) 07.12.2015, «Cinerama Dome», Лос-Анджелес.  1 / 2

 

Кадр из фильма «The Greatest Story Ever Told» (Величайшая история, когда-либо рассказанная)(1965)
Кадр из фильма «The Greatest Story Ever Told» (Величайшая история, когда-либо рассказанная)(1965)

7 декабря 2015 года в  кинотеатре Cinerama Dome в Лос Анджелесе прошла премьера вестерна «The Hateful 8» (Омерзительная восьмерка) — восьмого фильма Квентина Тарантино (Quentin Tarantino), 11-го фильма в истории мирового кино снятого  по системе «Ultra Panavision 70®» на 65мм кинопленке.

Рекламный ролик фильма «The Hateful 8» (Омерзительная восьмерка) (2015)

70мм позитив по системе «Ultra Panavision 70®» с кадром из фильма «The Hateful 8» (Омерзительная восьмерка) (2015)

ШИРОКОФОРМАТНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.