«Аэлита» (1924)

Афиша фильма "Аэлита" (1924)
Афиша фильма «Аэлита» (1924)

АЭЛИТА
СССР, Межрабпом-Русь, 1924, ч/б, 8 ч., 2841 м., 35 мм, 1.33:1, немой.
Экранизация. ГФФ. Выпущен на экран 2 сентября 1924 года.
Авт. сцен. Ф. Оцеп, А. Толстой, А. Файко; реж. Я. Протазанов; опер. Ю. Желябужский, Э. Шюнеман; костюмы худ. А. Экстер; худ.-декор. С. Коз¬ловский (эскизы В. Симова, И. Рабиновича); грим. Н. Сорокин.
В ролях: И. Ильинский (Кравцов, детектив), Ю. Солнцева (Аэлита), Н. Церетели (Лось, инженер; вторая роль—Спиридонов), Н. Баталов (Гусев, красноармеец), В. Орлова (Маша, его жена), В. Куинджи (Наташа, жена Лося), П. Поль (Эрлих, спекулянт), Н. Третьякова (Елена, его жена), К. Эггерт (Тускуб, владыка Марса), Ю. Завадский (Гор, хранитель энергии Марса), А. Перегонец (Ихошка, рабыня Аэлиты), И. Толчанов (астро¬ном), С. Левитина (преддомкома), Г. Волконская (дама на балу), В. Масса¬литинова, Г. Кравченко, Т. Адельгейм, М. Жаров, Н. Рогожин, Н. Вишняк.
По мотивам одноименного романа А. Толстого.
В трудные годы военного коммунизма инженер Лось конструирует аппарат для полета на Марс. Его изобретательская мысль подстегивается не столько мечтой об открытии новых, неизведанных миров, сколько многочисленными бытовыми трудностями, преследующими его на Земле. Лось хочет покинуть грешную Землю, где так голодно и холодно и где имеется сосед по квартире, настойчиво ухаживающий за женой изобрета¬теля. После одной из семейных ссор Лось в припадке ревности стреляет в жену и бежит из дому, решая немедленно улететь на Марс. Вместе с ним летят двое спутников: веселый демобилизованный красноармеец Гусев, мечтающий устроить на Марсе революцию, и детектив, преследующий Лося за убийство жены. На Марсе Лося покоряет красота властительницы плане¬ты — Аэлиты. Интриги первого министра приводят к тому, что Лось и его спутники оказываются в подвальных этажах, где заключены рабы Марса. Гусев с помощью служанки Аэлиты освобождается из плена и поднимает на Марсе восстание рабов. В последний момент, когда восстание должно увенчаться полной победой, прежде благосклонная к земным представите¬лям Аэлита изменяет им. Лось в бешенстве. Он просыпается на московском вокзале, куда попал, спасаясь от преследования детектива. Полет на Марс, роман с Аэлитой, революция рабов-марсиан оказываются лишь сном. Вер¬нувшись домой, Лось узнает, что жена от выстрела не пострадала и, кроме того, вовсе не изменяла мужу. Изобретатель бросает свои чертежи в печку, решая остаться на вновь полюбившейся Земле.
Библиография: «Правда», 1.Х 1924 г.; «Известия», 2.Х 1924 г.; «Кино-газета», М., 7.Х 1924 г.; «Новый зритель», М., 1924, № 39; «Кино¬неделя», Л.—М., 1924, № 35 и 38; «Пролеткино», М., 1924, № 4-5 и 6; «Рабочий и театр», Л., 1924, № 6; «Жизнь искусства», 1924, № 48, 1925, № 14; «Вечерняя Москва», 1.IX 1924 г.

____________________________________________________________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.