ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФ. Agfacolor

В 1932 году Компания Agfa регистрирует торговую марку Agfacolor  и в 1936 году начинает массовое производство высокочувствительных цветных пластин Agfacolor Ultra. В ноябре 1936 года Agfa представляет пленку цветную негативную  пленку с тремя цветными слоями.

Негативно-позитивный цветной процесс «Agfacolor»,  разработанyый Agfa был введен в эксплуатацию летом 1937 года  киностудией «Universum Film A.G. (UFA)» в Германии.

Новую цветную негативную пленку «Agfacolor B» можно было экспонировать в обычной камере. Пленка состояла их три светочувствительных эмульсионных слоев (красного, зеленого и синего), нанесенных последовательно на основу пленки. В каждый слой вводились специальные красящие вещества, которые в одноступенчатом процессе проявки наряду с соответствующим серебряным изображением в каждом слое, образовывали дополнительные цвета — голубой, пурпурный и желтый. После удалении серебра на пленке оставалось негативное изображение, состоящее из дополнительных цветов. С негатива производилась печать на такой же многослойной цветной пленке и таким образом получалась цветная позитивная копия.
Такая технология производства многослойной пленки известна еще под названием «integral tripack» (Интегральный тройной пакет).

Летом 1937 года по негативно-позитивному процессу «Agfacolor» был снят первый экспериментальный цветной игровой короткометражный фильм «EIN LIED VERKLINGT» (Отзвучит песня). Но этот фильм был выпущен на экран только 18 апреля 1939 года. А 15 декабря 1937 года на экраны Германии был выпущен короткометражный цветной фильм «DIE POSTKUTSCHE» (Почтовая карета), который считается первым в мире цветным фильмом по негативно-позитивному многослойному цветному процессу «Agfacolor».

Фрагмент одной из первых документальных съемок по негативно-позитивному процессу Agfacolor. «На Всемирной выставки искусств и техники в Париже» (1937). 

СТРОЕНИЕ ЦВЕТНОЙ НЕГАТИВНОЙ ПЛЕНКИ «AGFACOLOR  тип «B»

КРАСНОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ

Заключает в себе компоненту, дающую в процессе цветного  проявления голубой краситель.

ЗЕЛЕНОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ

Содержит компоненту, дающую пурпурный краситель.

СИНЕЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ

Содержит компоненту, дающую  желтый краситель.

ОСНОВА ПЛЕНКИ

© Николай Майоров, 2005. Негативно-позитивный процесс Agfacolor

К 1940 году на пленке «Agfacolor B» было снято несколько документальных фильмов, которые в том же году демонстрировались на фестивале документальных фильмов в Мюнхене.
И, наконец, 31 октября 1941 года на экраны Германии был выпущен первый в мире цветной полнометражный художественный фильм на многослойной негативной пленке «Agfacolor» «Frauen sind doch bessere diplomaten» (Женщины являются все же лучшими дипломатами).
Съемки фильма начались в 1939 году, когда процесс разработки новой системе не был окончательно завершен. Поэтому техники занимались постоянным совершенствованием новой пленки и аппаратуры. Новые технические идеи проверялись на практике, что приводило к постоянным пересъемкам. Из-за этого съемочная группа называла картину «Фильм, которому не будет конца».

Frauen sind doch bessere diplomaten (1941)
Кадр из фильма «Frauen sind doch bessere diplomaten» (1941)

Чувствительность пленки была крайне низкая и в отличие от черно-белой съемки, и даже цветной в системе Technicolor требовалось колоссальное количество света. «Этому новому кино требовался свет, свет и еще раз свет. Нас всех освещали, как руины крепости перед началом туристского сезона» – пишет в своих мемуарах Марика Рёкк.
У многих исполнителей началось воспаление конъюнктивы глаз и всем пришлось носить темные очки, которые снимали при команде «Мотор» и поспешно прятали. Марика Рёкк пишет, что «посвященные» имели потом полную возможность обнаружить на экране торчащую откуда-нибудь дужку очков.
От яркого свет страдали не только актеры, но и парики – рыжий парик за неделю съемок превращался в канареечный и его приходилось подкрашивать.
К концу съемок разработчики настолько усовершенствовали качество пленки, что вся съемочная группа пришла «к единому мнению: вот теперь бы все и начать сначала».

Кадры из фильма «Frauen sind doch bessere diplomaten» (Женщины являются все же лучшими дипломатами) (1941)
Кадры из фильма «Frauen sind doch bessere diplomaten» (Женщины являются все же лучшими дипломатами) (1941)

По тем временам эти усовершенствования были значительными: светочувствительность кинопленок как типа «В» для дневного и дугового света, так и типа «G», для ламп накаливания была увеличена. Уже в 1941 году фирма «Agfa» начала производство цветной негативной кинопленки типа «Agfacolor B-2» для дневного света. Светочувствительность ее без увеличения зернистости, ухудшения резкости и цветопередачи, была увеличена до 10-13 DIN (9-16 ASA/8-16 ед. ГОСТа).
3 сентября 1942 года на 10-ом международном кинофестивале в Венеции демонстрировался второй игровой полнометражный фильм на многослойной цветной пленке «Agfacolor» «DIE GOLDENE STADT» (Золотой город), который завоевал 2 приза в номинации «Лучший цветной фильм».
К своему 25-летию киностудии «UFA» с большим постановочным размахом при бюджет в 5 миллионов марок сняла цветную приключенческую комедию «MÜNCHHAUSEN» (Мюнхгаузен) и 3 марта 1943 года выпустила ее в германский прокат. Фильм был снят по приказу министра пропаганды фашистской Германии Йозефа Гэббельса (Josef Goebbels), как ответ Голливуду на его цветные фильмы, дескать Германия может не хуже, а даже лучше. Фильм получился действительно очень хорошим и мудрым, о чем говорит его прокатная судьба – фильм с большим успехом демонстрировался во многих странах мира, многократно выпускался в немецкий прокат, последний раз — в 1996 году, а 2005 году был выпущен на DVD массовым тиражем, причем в США.

Кадры из фильма «Münchhausen» (Мюнхгаузен) (1942)
Кадры из фильма «Münchhausen» (Мюнхгаузен) (1942)

У нас, в России, фильм был запрещен для показа в 1945 году из-за того, что Мюнхгаузен, по сюжету фильма, становится любовникам русской императрицы Екатерины II. «Мунхгаузену» в отечественном прокате не повезло, его положили на «трофейную полку», зато в массовый советский прокат выпустили цветную трофейную «Die Frau Meiner Träume» (Женщина моих грез), под названием «Девушка моей мечты» с Марикой Рёкк (Marika Rökk) в главной роли и огромным бюджетом (более 6 миллионов марок) на постановку.
C 1942 года «Agfa» начала массовый выпуск многослойных цветных негативных пленок для кинематографии и фотографии.
Успехи немецких ученых в разработке многослойных цветных киноматериалов повлияли на общий ход развития цветной кинопромышленности во всем мире после второй мировой войны.
19 апреля 1945 года, после тяжелых боев, американцы занимают немецкий город Вольфен (Wolfen), где находилось кинопленочная фабрика «Agfa». Американские техники и ученые имели возможность познакомиться с документацией и производством цветной пленки и в 1949 году американская компания «Ansco», которая до войны была американским филиалом компании «Агфа», начала выпуск цветной многослойной негативной пленки «Anscocolor» по технологии пленки «Agfacolor».
30 июня 1945 года американские войска покинули Вольфен и 1 июля в город вступают советские войска…
В сентябре 1945 года «Agfa» восстановила производство негативных кинопленок «Agfacolor B-2», «Agfacolor G» под советским управлением.
В начале 1946 года фирма «Agfa» была преобразован в Советскую акционерную компанию «Агфа-Вольфен», переименованную в 1950 году в «Оригиналь Вольфен» — «ORWO».
В 1953 году фотохимический комбинат «ORWO» был передан ГДР до 1989 года снабжал пленками все страны восточной Европы.
В 1957 году был начат выпуск негативной цветной кинопленки «Agfacolor CN17» чувствительностью 16 DIN (32 ASA/32 ед. ГОСТа), которая в 1959 году была увеличена 17 DIN (40 ASA/40 ед. ГОСТа).
С 1947 года в СССР на кинопленочной фабрике №3 (Шосткинский химзавод «Свема») было установлено демонтированное в Германии оборудование, и начался выпуск цветных негативных пленок «ДС-1» для съемки при дневном свете по технологии фирмы «Agfa».
К 1952 году кинопленочные фабрики №3 («Свема») и №8 («Тасма») развивая технологии пленки «Agfa» разработали и начали выпуск цветной многослойной негативной пленки для ламп накаливания «ЛН-2». В этом же году кинопленочная фабрика №3 начала выпуск цветной многослойной негативной пленки для дневного света «ДС-2» чуствительностью 22 ед. ГОСТа (25 ASA/15 DIN).

AGFACOLOR в СССР

ЦВЕТНЫЕ  ФИЛЬМЫ в СССР

movie-projectors-86050

© Николай Майоров, 2005. Негативно-позитивный процесс Agfacolor

Одна из первых документальных съемок по негативно-позитивному процессу Agfacolor. «На Всемирной выставки искусств и техники в Париже» (1937). 

Фрагменты съемок Берлинской конференции 1945 года

Фрагменты из фильма Сказание о земле сибирской (1947)

Фрагмент из фильма «Развитие кинопроизводства в России.» (Парад Победы, 1945)  Режиссер Н.Майоров (2006)

Фрагмент из фильма «Развитие кинопроизводства в России» (Канны, 1946).  Режиссер Н.Майоров (2006)

Фрагмент из фильма «Развитие кинопроизводства в России» («Война и мир»).  Режиссер Н.Майоров (2006) 

© Николай Майоров, 2013. Пример для сравнения монтажа 1-го и 2-го цветного негатива фильма «Каменный цветок». (Исходный формат ролика 2К)

ЦВЕТНЫЕ ФИЛЬМЫ  киностудии Universum Film A.G. (UFA) 1931-1945

========================

ТРЕХЦВЕТНЫЕ НЕГАТИВНО-ПОЗИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ФИЛЬМОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ

ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.