Цветной кинематограф. СОВЕТСКАЯ ТРЕХЦВЕТКА

В Советском Союзе трехцветный субтрактивный метод, основанный на трехпленочном способе съемки, разрабатывался и внедрялся практически одновременно в начале 30-х годов XX века на киностудии «Ленфильм», киностудии «Мосфильм» и в НИКФИ.

Общий вид трехцветной съемочной камеры ЦКС-1
Общий вид трехцветной съемочной камеры ЦКС-1

Лаборатория цветного кино при «Ленфильме» под руководством Н.Шпилева была организована в феврале 1932 года.
Для получения трех цветоделенных негативов на заводе «Ленкинап» бригадой конструкторов под руководством Авенира Александровича Мина была сконструирована и построена в 1935 году цехом точной механики завода «Ленкинап» под руководством начальника цеха Павла Матвеевича Романова специальная кинокамера – «ЦКС-1».
Камера была спроектирован для синхронной съемки звуковых трехцветных фильмов на 35-миллиметровую кинопленку. 120 метровые кассеты позволяли производить непрерывную съемку в течении белее четырех минут.
Подающая и принимающая кассеты одинарной пленки располагались наверху камеры, а кассеты бипака – у основания кинокамеры.
Конструкторы разработали оригинальный корпус для кинокамеры ЦКС-1, который не только закрывал механизмы камеры, но и выступал в роли звукоизолятора. Для цели стенки корпуса изготов¬ливались из расчета звукопроницаемости не свыше 30 db.
Оптическая система кинокамеры «ЦКС-1» была разработана Государственным оптическим институтом, в котором были рассчитаны и построены съемочные объективы и призмы для расщепления пучка света внутри камеры.
Также как и в кинокамере «Техниколор» в качестве светорасщепляющей призмы был выбран куб с полупосеребренной диагональю. Пленки бипак экспонировались в отраженном пучке света, а одиночная пленка — в прямом.
Для съемки применялся обычный комплект пленок бипак. «Зеленое» изображение снималось на одиночную пленку, «синее» — на переднюю пленку бипака, а «красное» — на заднюю.
Для контроля за расходом пленки кинокамера имела два счетчика метража: первый показывал общий расход пленки, второй — число снятых метров данного плана.

Съемочный агрегат НИКФИ из двух кинокамер «Бэлл-Хауэлл» для трехцветной съемки.
Съемочный агрегат НИКФИ из двух кинокамер
«Бэлл-Хауэлл» для трехцветной съемки.

Для проведения натурных съемок Лаборатория цветного кино НИКФИ разработала и построила трехцветный киносъемочный агрегат, состоящий из двух камер «Бэлл-Хауэлл»: одной — с бипачным, а другой — с обычным механизмом. Синхронность работы двух камер осуществлялась путем механического соединения их друг с другом.
Перед объективами кинокамер устанавливалась светорасщепляющая призма-куб, которая обеспечивала получение совершенно идентичных изображений в обеих камерах. Но если кинокамера «ЦКС-1» позволяла применять достаточно разнообразные по фокусным расстояниям комплект объективов, то агрегат спроектирован в расчете на применение только одной пары объективов с фокусным расстоянием в 50 мм. Что значительно сужало изобразительные возможность съемки.

 

3x35-мм-Стерео-3-strip-color-ЦКС-1-1940-L
Три черно-белых цветоделенных позитива красного, зеленого и синего изображения и цветной гидротипный позитив из стереофильма «Шторм» (1940). 

ДАЛЕЕ. Цветной кинематограф. СОВЕТСКАЯ ТРЕХЦВЕТКА. (продолжение)

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

ФРАГМЕНТЫ из восстановленных отечественных трехцветных   анимационных  фильмов

____________________________________________________________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

ЦВЕТНЫЕ  СИСТЕМЫ  КИНЕМАТОГРАФА

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.