«Хованщина» (1959)

СССР, Мосфильм, 1959, цветной, 119 мин., 14 ч., 3323,6 м., ш/э (широкий экран),
35 мм, 2.35:1, стерео (4-х канальная магнитная). Фильм-опера.
Выпущен на экран 14 ноября 1959 года.
Первый советский широкоэкранный фильм-опера.
Фильм-опера по одноименной музыкальной драме М. Мусоргского.
Авторы сценария: А.Абрамова, Д.Шостакович (при участии В.Строевой). Режиссер-постановщик: В.Строева. Оператор: В.Домбровский. Художник А.Борисов. Музыкальная редакция и инструментовка Д.Шостаковича. Звукооператор В.Зорин. Режиссер Д.Тамбиева. Монтаж Е.Овсянникова. Ассист. реж. Р. Хаирова худ.-костюм. Л. Харко; худ.-грим. Н. Балдина; комб. съемки: опер. И. Фелицын, худ. Н. Звонарев; муз. редактор Р. Лукина; дирижер Е. Светланов; балетмейстер С. Корень; ред. Н. Рудакова; хормейстер А. Хазанов; концертмейстер С. Бриккер; дир. картины В. Циргиладзе.
В ролях: А. Кривченя (князь Иван Хованский, начальник Стрелецкого приказа), А. Григорьев (князь Андрей Хованский), А. Масленников (Кузька, молодой стрелец), С. Колтыпин, Л. Ктиторов, Д. Бедросян, В. Гаврюшов, Ю. Горбунов, А. Николаев, М. Шкапцов (стрельцы), В. Петров (князь Василий Голицын), Е. Кибкало (боярин Шакловитый), В. Нечипайло (вожак), Ф. Годовкин, И. Ионов, Л. Маслов, А. Серов, И. Сипаев, И. Хапов (пришлые люди), М. Рейзен (Досифей), К. Леонова (Марфа), Н. Захаров, С. Бекасов (подьячий), В. Громова (Эмма, девушка из немецкой слободы), Г. Панков (пастор), Л. Гриценко (Сусанна, раскольница), М. Плисецкая (пленная персиянка), Ф. Фокин (Варсонофьев, доверенное лицо князя Голицына), Т. Черняков (клеврет князя Голицына), Ю. Дементьев (боярин Стрешнев), Л. Гаврилюк, И. Зорина, Л. Новоселова, Г. Савченко, Е. Санько (стрелецкие жены).

Экранизация народно-музыкальной драмы М. П. Мусоргского.
Конец 17 в. Эпоха второго стрелецкого бунта. Копьями заговорщиков возведена в правительницы Руси царевна Софья. На кремлевской площади появляется боярин Шакловитый. Он диктует подьячему донос на князя Ивана Хованского, стрелецкого начальника, замышляющего новый бунт с целью захвата престола. Тем временем юный сын князя Хованского Андрей мчится на белом коне, преследуя Эмму, девушку из немецкой слободы. Марфа, возлюбленная Андрея, бросается ей на помощь. Бурная сцена прерывается появлением властного и могучего Ивана Хованского в сопровождении стрельцов. Появившийся старец-раскольник Досифей призывает весь народ к борьбе со злом. …Богатые хоромы князя Голицына. Слуги оповещают князя о приходе Марфы. Она предлагает Голицыну погадать о его будущем. Во время гадания Марфа предупреждает Голицына о неминуемой опале и ссылке. Умный царедворец Голицын, понимая, что в этом гадании заключается правда, посылает своих клевретов убить Марфу, но не успевает в своем намерении: в горнице его появляются неожиданные гости с приказом юного Петра: “Сыскать!” …В гудящем с похмелья мятежном стрелецком гнезде подьячий в ужасе оповещает стрельцов и их жен о разгроме, учиненном наемными иноземными рейтарами в стрелецкой слободе. Узнав об этом, стрелецкий начальник князь Иван Хованский отбывает в свою дальнюю вотчину переждать лихое время… За стеной дремучих лесов отсиживается в своей вотчине Хованский, ничто не веселит его: ни песни крепостных девок, ни танцы персидских рабынь. Веселой поступью входит в терем к князю новый начальник стрелецкого приказа Шакловитый. Он от имени царевны Софьи приглашает князя на “совет великих”. Но не успевает князь выйти из своих палат: его убивают наемные убийцы. В Москве в это время увозят в ссылку князя Голицына, а Марфа помогает Андрею Хованскому бежать.
Готовится казнь стрельцов. Но в последний момент петровский приближенный боярин Стрешнев читает указ о помиловании. К стенам раскольничьего скита, окруженного крепостной деревянной стеной, подходят царские войска. Досифей обращается к раскольникам с призывом сгореть, но не сдаваться. И скит горит.

Библиография:

“Советская культура”, 28.XI 1959; “Советская Россия”, 15.11 1959; “Ленинское знамя”, М., 18.IX 1959; “Водный транспорт”, М., 12.XI 1959; “Вечерний Ленинград”, 8.XII 1959; “Восточно-Сибирская правда”, Иркутск, 27.XI 1959; “Забайкальский рабочий”, Чита, 11.V 1960;
“Коммунист”, Джамбул, 1.VI 1960; “Комсомолец”, Ростов-на-Дону, 28. XI 1959; “Молодой коммунар”, Тула, 22.XII 1959; “Ленинская правда”, Петрозаводск, 10. XII 1959; “Магнитогорский рабочий”, 16.1 1960; “Советская Татария”, Казань, 5.1 1960; “Марийская правда”, Йошкар-Ола, 15.1 1960; “Ржевская правда”, 13.1 1960; “Советская Абхазия”, Сухуми, 1.XII.1959; “Советское Зауралье”, Курган, 9.XI1 1959; “Биробиджанская звезда”, 20.XII 1959.
“Искусство кино”, 1960, № .4; “Советский экран”, 1959, № 19; “Советская музыка”. 1960, № 1; “Музыкальная жизнь”. 1960, № 1.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ. Фильм-опера

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

anime-3d-282

© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.