«Волшебное зеркало» (1958)

кинопанорама, кинотеатр, фильмография

Кадр из панорамного фильма «Волшебное зеркало» (1958)

ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО
СССР, ЦСДФ, 1958, цветной (Agfacolor), 140 мин., панорамный (Кинопанорама), 3х35 мм, 2.59:1, стерео (9-канальная магнитная).
Выпущен на экран 24 января 1958 года. Премьера в московском панорамный кинотеатра «Мир».

Впервые в мире используется мультипликация в кинопанораме.

Режиссеры: И.С. Аксенчук, В. Комиссаржевский, Л.М. Кристи.
Операторы: Илья Семенович Гутман, Анатолий Александрович Колошин, Сергей Евгеньевич Медынский, Леонид Михайлович Кристи. Владимир Иванович Воронцов
Художники-мультипликаторы: Л.И. Мильчин, И.А. Шварцман, А.В. Винокуров, Т.П. Сазонова.
Операторы мультипликации: А. Астафьев, Н. Климова.

Аннотация: Эта документальная фантазия состоит из 4 частей, соединенных мультипликационным сюжетом.
1. Северный полюс; посещение советской научной погодной станции на плавучей льдине; тур по Тайге; Братская ГЭС; Н.С.Хрущев; Русская тройка.
2. Галина Уланова и солисты балета Большого театра в фрагментах из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского; Украинская певица Галина Олениченко поет в сопровождении оркестра украинских народных инструментов
3. Китайская Народная Республика. Строительство. Культура. Опера.
4. Всемирная выставка 1958 года в Брюсселе. Выступление хора имени Пятницкого и Ансамбля И.Моисеева.

«Волшебное зеркало» под название «The Enchanted Mirror» в течении двух недель с 21 июля 1959 года демонстрировался  в одном из старейших американских кинотеатров «Mayfair Theatre» в Нью-Йорке. В этом же кинотеатре  почти целый месяц с 30 июня по 20 июля 1958 года демонстрировался первый советский панорамный фильм «Широка страна моя…»

кинопанорама, кинотеатр, фильмография
кинопанорама, кинотеатр, фильмография

Кадры из панорамного фильма «Волшебное зеркало» (1958)

«Советский экран» №24, 1958 год.
«Советский экран» №1, 1959 год.

Реклама на фасаде панорамного кинотеатра «Мир» фильма «Волшебное зеркало» (1958)
Реклама на фасаде панорамного кинотеатра «Мир» фильма «Волшебное зеркало» (1958)

Волшебное зеркало
В огромном хрустальном гроте порхают голубые снежинки. Звучит нежная мелодия, и в такт музыке они то слетаются в круг, то вихрем разносятся в стороны.
— Стой! — раздается вдруг голос, и снежинки застывают на мес¬те.— Анатолий Александрович, как у вас?
— Круг был неровный,—отвечает сверху, с площадки подъемного крана, оператор А. Колошин.— Надо повторить съемку.
Режиссер Центральной студии документальных фильмов Л. Кристи в большом павильоне «Мосфильма» снимает новую панорамную документально-фантастическую картину «Волшебное зеркало».
Хрустальный грот, в котором снимается сцена «Танец снежинок», создан по эскизам художника Б. Кноблок из нескольких тысяч стеклянных трубок дли¬ной по 12—15 метров каждая. Цветные лучи осветительных приборов, преломляясь в стекле, создают сказочную световую феерию.
Сценарий, написанный В. Комиссаржевским и Л. Кристи, состоит из четырех сказок. Сейчас мы присутствовали на съемках балета-сказки «Времена года». Снимаются в ней двести воспитанников училищ и школ трудовых резервов Москвы, Ленинграда и Свердловска.
А несколькими днями раньше здесь, в павильоне, было заросшее камышом озеро, на берегу которого лебеди превращались в прелестных девушек и принц искал возлюбленную. В этой декорации операторы И. Гутман и А. Колошин снимали другую сказку — «О чудесных превращениях». Роль белого и черного лебедя исполняла Галина Уланова. Зритель увидит, как «превращается» в лебедя чудесная балерина: операторы сняли ее в артистической уборной, когда она гримируется перед выходом на сцену.
Но не только в павильоне снимается фильм «Волшебное зеркало». Зимой операторы вели для него съемки на станции «Северный полюс-4», и в Братске, и на Амуре, и в нанайском селении. Эти кадры войдут в «Северную сказку».
В фильме снималась замечательная украинская певица Галина Олейниченко. Она будет показана не только на сцене, но и дома, в украинском селе.
Для съемок четвертой, «китайской», сказки группа операторов выезжает в Китайскую Народную Республику.
— Мы хотим восстановить в памяти зрителей образы сказочных персонажей, о которых они читали и слышали в детстве,— говорит режиссер Л. Кристи. — И те чудеса, которые казались мечтой, будут показаны на экране воплощенными в жизнь.
И. Костромин

Волшебное зеркало
Лучшие свои надежды, чаяния, мечты народ вкладывает в песни, былины, сказки. Сколь¬ко их сохранилось в нашей памяти с детских лет! В их образах народ прославляет борцов за правду и свободу, за счастье человека и его светлое будущее.
Встречаются в сказках и злые волшебники. Они похожи на андерсеновского троля, смастерившего зеркало, в котором все доброе и прекрасное становилось безобразным.
— Но люди не хотят видеть мир в зеркале троля,— говорят создатели нового панорамного фильма и приглашают нас посмотреть в другое зеркало, «волшебные» свойства которого заключаются в беспредельных возможностях кинематографа, в новых выразительных средствах кинопанорамы.
Удивительно ли то, что чудеса волшебных сказок бледнеют и меркнут по сравнению с чудесами, о которых повествуют четыре новеллы-сказки панорамного фильма «Волшебное зеркало».
…Мы летим над Северным полю¬сом— над владениями Снежной королевы. Но не видно ни королевы, ни ее хрустального дворца. Здесь живут другие, сильные и умные волшебники — простые советские люди, отважные исследователи Арктики. С далеким домом связаны они «волшебной палочкой» — радиомачтой. Она мгновенно переносит их в край весны и яркого солнца — на Красную площадь Москвы, расцвеченную первомайскими колоннами…
Так же мгновенно мы переносимся с юга обратно в бывшие владения Снежной королевы.
…Тайга. Оленеводы, рыбаки, охотники. Мы застаем их при встрече с земляком — художником, приехавшим из Ленинграда. Любопытная примета нашей действительности!
Но в тайге теперь и не то происходит! В самой суровой глуши — на берегах Ангары, у грозных Падунских порогов — воздвигается величайшая в мире Братская ГЭС. Новые моря, новые города, школы, дворцы возникают там, где шумел могучий лес и высились неприступные скалы. Мы сидим с чудесными волшебниками — геологами, строителями, инженерами— у костра, на дне будущего Братского моря, и видим прекрасные очертания нового дня Сибири.
Так делается сказка!
Захваченный ею зритель не толь¬ко восхищается прекрасными панорамами, неожиданным сочетанием кадров — то спокойных, то насыщенных стремительной динамикой,— он находится как бы в самой гуще всех событий, в кругу мужественных, красивых людей. Это и есть так называемый «эффект присутствия», который отличает кинопанораму от фильмов обычного и широкого экрана. Авторы используют такое свойство кинопанорамы не просто как аттракцион. «Эффект присутствия» возникает здесь как эмоциональный результат развития содержания фильма. И даже «аттракционные» кадры (а их немало в «Волшебном зеркале») — лыжники, в стремительном темпе летящие с гор, мчащиеся на зрителя русские тройки, проезды по ночному Брюсселю и другие— сделаны с большим чувством меры и вплетаются в смысловую ткань киноновелл.
«Северная сказка» фильма завершается красочным и радостным праздником русской зимы, а следующая сказка посвящена «чудесным превращениям». Воспитанники ремесленных училищ входят в волшебный мир искусства. Дочь сельского кузнеца Галя Олейниченко становится одной из лучших певиц мира. Галина Уланова превращается в прекрасного лебедя…
Старинное китайское предание гласит, что много столетий назад крестьянин решил передвинуть гору, преграждающую ему путь к во¬де. Он верил, что даже если его постигнет неудача, то этого добьются его потомки.
Так начинается «Китайская сказка» — она рассказывает о том, с каким энтузиазмом переделывают свою землю, свою жизнь люди нового Китая. Смотришь величественные панорамы строительства водохранилища близ Пекина и думаешь о том, что такому зрелищу как нельзя лучше отвечают масштабы экрана и характер панорамного повествования.
…Мы едем по ночному Брюсселю. Послед¬няя новелла — «Сказка о сказках» — как бы подводит итог нашим великим завоеваниям во всех областях экономики и культуры. «Волшебное зеркало» помогает дополнить и расширить стенды и экспонаты советского павильона Всемирной выставки. Побывав на целине, в пионерском лагере «Артек», мы попадаем на открытие Куйбышевской ГЭС. Панорамой этой гидростанции завершается фильм! Нельзя не присоединиться к последним словам диктора: «Это лишь, как говорится, присказка,— сказка впереди!»
Выпуск «Волшебного зеркала» — большое явление в нашем киноискусстве. Коллектив Центральной студии документальных фильмов (авторы Л. Кристи и В. Комиссаржевский, операторы В. Воронцов, И. Гутман, А. Колошин, С. Медынский) не только создал значительное, волнующее произведение, но и показал, какими широкими возможностями для творческих исканий и открытий располагает искусство панорамного кино. Вся звуковая часть «Волшебного зеркала» (звукооператор И. Гунгер) хорошо использует особенности панорамного фильма. Видно, что весь талантливый коллектив, впервые работая над кинопанорамой, проявил настоящий творческий энтузиазм, трудолюбие и настойчивость. Отсюда успех фильма, его большие художественные и тех¬нические достоинства.

 

==========================================


%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

 

 

© Николай Майоров, 2007. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.