Стерео-35 кадр над кадром

Система «Стерео-35 кадр над кадром», призванная устранить многие недостатки первых систем отечественного стереокино, была разработана

Головка стереокинопроектора КПТ-С2
Головка стереокинопроектора КПТ-С2
Кинокамера Стерео
Кинокамера ПСК-С для съемки по системе «Стерео — 35 кадр над кадром»

в конце 1940-х годов XX века под руководством Наума Давидовича Бернштейна и Андрея Григорьевича Болтянского в НИКФИ. Съёмка стереофильма по этой системе производится одним киноаппаратом на одну плёнку с нормальным форматом каждого кадра стереопары размером 22×16мм (1,37:1), расположенных друг над другом.
Для съёмки стереофильмов по этой системе была модифицирована 35-мм кинокамера ПСК-21. Грейферный механизм камеры изменён таким образом, чтобы протягивать 35-мм киноплёнку на шаг продергивания 38 мм, а не на 19 мм, как в обычном кинематографе. Специальная оптическая система имела два объектива. Для удобства оператора была изготовлена особая стереолупа, позволявшая наблюдать за объектами в процессе съёмки в стереоизображении и контролировать пространственную композицию кадра.

Оптическая система камеры и проектора
Оптическая система кинокамеры ПСК-С Оптическая система кинопроектора
35мм Стерео-35 кадр над кадром Майская ночь (1952)
35-мм позитив по системе «Стерео-35 кадр над кадром» из стереофильма «Майская ночь» (1952)

На левом рисунке показана оптическая система кинокамеры ПСК-С, состоящая из объективов О-1 и О-2 с призмами П-1 и П-2, формирующими на негативной киноплёнке 3 два кадра стереопары. Схема работы одного из двух таких оптических блоков показана в нижней части рисунка: лучи от снимаемого объекта попадают на призму П-1, отражаются от её поверхностей а и b и проходят через объектив О-1 на киноплёнку, формируя изображение левого ракурса стереопары.

35мм позитив со стереопарой по системе «Стерео-35 кадр над кадром" из фильма "В аллеях парка" (1952)По такому же принципу объектив О-2 и призма П-2 формируют изображение правого ракурса. Изменение базиса стереосъёмки осуществлялось с помощью набора базисных насадок (38, 48, 65, 95, 130 мм). Для съёмки применялись объективы с фокусными расстояниями 35, 50 и 80 мм (при съёмке с двухзеркальной насадкой применялся только один объектив с фокусным расстоянием 50мм).
Проекция стереоскопических кинофильмов по системе «Стерео 35, кадр над кадром» производится обычными кинопроекторами, переконструированными для протягивания 35мм кинопленки на шаг в 38мм. Оптический блок кинопроекторов состоит из двух рядом расположенных проекционных объективов О-1, О-2 и призм П-1, П-2, которые в отличие от съемочной оптики находятся позади них, а не впереди объективов.

Таким образом, новая система отечественного стереокино позволила получить на экране привычные для зрителя пропорции классического кинокадра, улучшила качество изображения за счет использования полной площади кинокадра. А поскольку для съемки и проекции использовалась стандартная 35мм кинопленка, то запись звука, копирование, монтаж были такими же, как в обычной системе кинематографа. Новая система дала возможность получать плоский вариант стереофильма путем выкопировки правого или левого кадра стереопары 1:1 без изменения композиции, размера и формата кадра.

 

 

 

СТЕРЕОКИНО  РОССИИ

НАЗАД  ВПЕРЕД.  Стерео-35 кадр над кадром (продолжение)
Стерео-35 Анощенко Стерео-2х35  Голдовского-Левингтона Стерео-2х35
Стерео-2х35 трехцветка Стерео-35/ 11х18 Стерео-35/19
Стерео-35/ 10х10 Стерео-35 кадр над кадром Стерео-2х35А
Стерео-70 Стерео-35А   Стерео -70М
СИСТЕМЫ  СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО  КИНЕМАТОГРАФА   СССР (таблица)
%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2010. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.