«Путевка в жизнь» (1931)

Афиша «Путевка в жизнь» (1931)

СССР, Межрабпомфильм, 1931, черно-белый, 120 мин.(7 ч., 3330 м), 35 мм, сферический, 1.37:1, моно (звук записан по системе П.Г.Тагера -«Тагефон»).
Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 года в московском кинотеатре «Художественный». Фильм переозвучен и выпущен в новой редакции к/ст им. М. Горького 10 мая 1957 года, 95 мин. (10 ч., 2617,1 м.).
Первый советский звуковой полнометражный игровой фильм.

В СССР картина шла во всех кинотеатрах Москвы, Ленинграда и других городов. Больше года фильм демонстрировался московском кинотеатре «Колосс». 24 июня 1932 года газета «Кино» писала: «…1200 сеансов. Небывалый мировой успех…».
Фильм получил мировое признание и был назван одним из лучших на Венецианском кинофестивале 1932 г. В начале 30-х годов фильм был куплен 26-ю странами и с успехом демонстрировался. Он полгода шел с аншлагами в Нью-Йорке.
Авторы сценария: Н.Экк, Р.Янушкевич, А.Столпер. Режиссер: Н.Экк. Оператор: В.Пронин. Художники: И.Степанов, А.Евмененко. Композитор: Я.Столляр. Звукооператор: Е.Нестеров. Ассистенты режиссера: Л.Войтович, А.Столпер.

В ролях:

БАТАЛОВ Николай Петрович (Николай Иванович Сергеев, организатор трудовой коммуны ОГПУ для беспризорников), КЫРЛА Йыван (Мустафа «Ферт»), М.Джагофаров (Колька«Свист», Николай Ребров), В.Весновский (его отец), Р.Янушкевич (мать), ЖАРОВ Михаил Иванович (Фомка Жиган, главарь шайки), М.Гонта (Лёлька «Мазуха»), А.Новиков (Васька «Буза»), А. Антропова (Мария Скрябина, детский социальный инспектор), Владимир Весновский (отец Кольки), Регина Янушкевич (мать Кольки), КАЧАЛОВ Василий Иванович (от автора).
В титрах не значатся:
Николай Гладков (Самгин, торговец-нэпман), Владимир Уральский (заведующий распределителем деткомиссии ВЦИК), ЗЕЛЁНАЯ Рина (девушка из шайки Жигана), Гликерия Богданова-Чеснокова (девушка из шайки Жигана, эпизод был вырезан, остались только общие планы), Виктор Лазарев (беспризорник), ЖЖЁНОВ Георгий Степанович (беспризорник), Николай Романов (беспризорник).

О перевоспитании беспризорников в трудовой коммуне.
Прологом к фильму служит произнесенное В. И. Качаловым обращение к зрителю, разъясняющее социальные причины детской беспризорности и повествующее о путях перевоспитания ее жертв. “Путевку в жизнь им даст Республика Советов, познавшая могущество свободного, всеобщего труда”,— этими словами Качалова заканчивается пролог.
1923 год. Деткомиссия ВЦИК мобилизует силы на борьбу с беспризорностью. За одну ночь собрано более тысячи беспризорных ребят. Инспектор комиссии Сергеев предлагает группе задержанных беспризорников и их вожаку Мустафе поехать в трудовую коммуну. Сергеев отправляется с беспризорниками один, без охраны. Это пробуждает в ребятах желание оправдать доверие. Сергеев поручает Мустафе купить на дорогу продукты и дает ему деньги. Мустафа честно выполняет поручение. Начало сближению Сергеева с беспризорниками положено. Чувствуя себя свободными, они добровольно следуют за Сергеевым и приезжают в коммуну. Здесь ребят ждут хорошо оборудованные мастерские, удобные спальни, столовая. Для беспризорников начинается новая жизнь — трудовая и коллективная. Однако не все идет гладко. Старое часто дает о себе знать. Но постепенно ребята втягиваются в круг новых интересов. Они осваивают ремесла сапожников, столяров, токарей. Созидательный труд перевоспитывает ребят. Сергеев выступает инициатором строительства железной дороги, которая должна соединить коммуну с городом. Мустафа мечтает стать машинистом, его друг Колька — кондуктором. Вожак шайки воров Жиган пытается сорвать строительство дороги и вернуть свое утраченное влияние. Поселившись рядом с коммуной, он зазывает к себе наименее стойких ребят и спаивает их. Сергеев и Мустафа обнаруживают притон, но Жигану удается бежать. Проходит время. Назначен день торжественного открытия дороги. Он оказывается последним днем жизни Мустафы—Жиган убивает его, отомстив “за измену”. На торжественное событие в жизни коммуны легла мрачная тень. Но лица ребят, стоящих перед телом погибшего товарища, полны решимости — борьба за новую жизнь будет продолжаться.

Библиография:

“Правда”, 8.VII 1931; “Комсомольская правда”, 5.VI 1931; “Кино”, М., 21.V, 1, 16.VI 1931, 9.1 1932; “Кино-газета”, Харьков, 15.XI 1931; “Пролетарское кино”, М. 1931, №5-6; “Кино”, Киев, 1931, № 11-12; “Литературная газета”, М., 15.VIII 1930; “Советское искусство”, М., 3.VI 1931; “Рабочий и театр”, Л., 1933, № 20; “Вечерняя Москва”, 8.VI 1931, 25.III 1933, 27.VII 1938. Переозвученный вариант: “Советская культура”, 11.V 1957; “Советская Россия”, 2. IV 1957; “Московская правда”, 9.V 1957; “Московский комсомолец”, 18.V 1957; “Ленинградская правда”, 17.V 1957.

ВЕНЕЦИАНСКИЙ-КИНОФЕСТИВАЛЬ-Venice-Film-Festival. В 1932 году первый советский звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь»  был включен в список лучших фильмов первого Венецианского фестиваля.

 Московский кинотеатр «Колосс»

 %d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.