ПЕРВАЯ ЖИВОПИСНАЯ ПАНОРАМА

Поскольку мы начинаем знакомиться с панорамным искусством в живописи, а затеи перейдем к кинематографу, необходимо определиться с терминами чтобы не путаться в дальнейшем. Как уже было сказано на предыдущей странице, В.И.Даль давал определение панорамы как  круговой картины. И это совершенно верно по отношению к живописным полотнам, соединенным в замкнутый круг. А вот для кино или фото панорамы это определение не подходит. Поэтому к «панораме» добавляется определение «круговая». Кинематографические и фотографические панорамы больше схожи с другим видом живописного искусства — Диорамой, только без переднего предметного плана. (Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Кинопанораме посвящена отдельная глава нашего рассаза о кинематографических системах. И так…

Первая живописная панорама больших размеров была устроена ирландским художником Робертом Баркером (Robert Barker) (1739–1806) в 1787 году в Эдинбурге.

 

Роберт Баркер (Robert Barker) (1739-1806) «Панорама Эдинбурга» (1787 г.)
Роберт Баркер (Robert Barker) (1739-1806) «Панорама Эдинбурга» (1787 г.)

В начале 19 века в крупных европейских городах экспонировались различные панорамы. Одна из них была выстроена в 1839 году в Париже и имела диаметр 42 метра в поперечнике. Немецкий художник Антон фон Вернер (Anton von Werner) в 1883 году демонстрировал в Берлине панораму «Битва под Седаном» (The Battle of Sedan). Известные французские художники-баталисты Жан Баптист Эдуард Детайль (Jean Baptiste Edouard Détaille) и Альфонс Мария Адольф Невилль (Alphonse Marie Adolphe de Neuville) продемонстрировали в Париже панораму «Сражение при Шампиньи» (La bataille de Champigny).

Эскиз к панораме панораму «Сражение при Шампиньи» (La bataille de Champigny)
Эскиз к панораме «Сражение при Шампиньи» (La bataille de Champigny)

В Вене демонстрировалась панорама Иерусалим со сценой распятия И. Христа, которая сгорела в 1892 году.

Фрагмент панорамы Ф.Рубо «Штурм аула Ахульго».
Фрагмент панорамы Ф.Рубо «Штурм аула Ахульго».

Первая живописная отечественная панорама «Штурм аула Ахульго» (1888), посвященная взятию русскими войсками резиденции Шамиля в 1839 году, появилась в России в конце XIX века и принадлежала кисти русского художника Франца Алексеевича Рубо (03.06.1856 — 13.03.1928).
Эта панорама с большим успехом демонстрировалась в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Севастополе, Мюнхене и Париже. За эту работу Франц Алексеевич был награжден во Франции орденом Почетного легиона, а в Баварии орденом Святого Михаила и получил почетное звание профессора Баварской академии художеств.

Панорама Ф.Рубо «Оборона Севастополя».
Панорама Ф.Рубо «Оборона Севастополя».
Франц Алексеевич Рубо
Франц Алексеевич Рубо

14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города в Севастополе открылась панорама «Оборона Севастополя». Живописное полотно размером 14 м × 115 м писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Одновременно велась работа над созданием натурного плана площадью 900 м².
11 сентября 1912 года в Высочайшем присутствии в специально построенном павильоне на Чистых прудах была торжественно открыта панорама Ф.А.Рубо «Бородино». Длина панорамы по окружности 115 м, высота — 15 м.

Панорама Ф.Рубо «Бородинская битва».
Панорама Ф.Рубо «Бородинская битва».

 

_______________________________________________________________________

ДАЛЕЕ.  ПЕРВАЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА

СИНЕОРАМА (CINEORAMA)

ЦИРКАРАМА (CIRCARAMA)

ЦИРКЛЕ ВИЖН 360 (CIRCLE VISION 360)

КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА (CIRCLORAMA)

АЙВЕРКС 360 (IWERKS 360)

ФИЛЬМОГРАФИЯ КРУГОРАМНЫХ ФИЛЬМОВ

КРУГОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

 


%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

© Николай Майоров, 2003 . При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.