Новый формат кадра. Система «Стерео-35/19»

Кадр из стереофильма «Парад молодости» (1946)
Кадр из стереофильма «Парад молодости» (1945)

Одновременно с работами по созданию стереоэкранов с линзовым растром проводились работы по увеличению площади и изменению пропорций стереоскопического кадра кадров стереопары на киноплёнке. Одним из главных недостатков первой системы стереоскопического кинематографа С.П. Иванова было то, что изображение стереокадров имело небольшие размеры на плёнке, и высота изображения была больше его ширины. Если в классическом формате кадра соотношение ширины к высоте кадра составляло 1.37:1, то в первой системе советского безочкового стереокино отношение ширины кадра к его высоте равнялось 0.68:1. Площадь каждого кадра стереопары равнялась 176 мм2, то есть половине площади стандартного кадра звукового кинематографа равной 352 мм2. Уменьшение площади кадра не могло не сказываться на качестве изображения. И хотя первые советские стереофильмы и экспериментальные стереоролики снимались на высококачественных зарубежных негативных киноплёнках «Agfa» или «Kodak», а позитивные копии печатались непосредственно с оригинального негатива на импортной позитивной киноплёнке, вопрос об увеличении площади кадра и приведение соотношения сторон близкому к классическому формату кадра начал разрабатываться уже с 1944 года.

По поручению С.П.Иванова оператор Д.В. Суренский и инженер Б.Т.Иванов провели ряд экспериментов по увеличению площади стереоскопического кадра за счет уничтожения трех промежуточных перфораций.

 

схема 35мм Стерео 35/19

 

Кадр по системе «Стерео 35/19» из стереофильма «Машина 22-12» (1947)
Кадры по системе «Стерео 35/19» из стереофильма «Машина 22-12» (1947)

Б.Т. Иванов определил сразу несколько преимуществ в удалении трех перфораций: «…если же вместо четырех перфораций, которые приходятся на каждую сторону кадра и сразу все никогда не используются (даже если грейферный механизм имеет по четыре зуба с каждой стороны), оставить только одну перфорацию с каждой стороны, то работа механизма от этого нисколько не ухудшится, а может быть, даже улучшится. Надо учесть, что каждый раз грейфер будет тянуть за одну и ту же перфорацию, а также (пожалуй, самое главное), что при организации только по одной паре перфораций на каждый кадр, мы тем самым делаем общей базу ориентировки кадра для всех аппаратов (киносъёмочного, копировального, проекционного и др.), участвующих в обработке плёнки, начиная от момента съёмки до проекции. Наконец, при таком количестве перфораций отпадает необходимость предусматривать в проекционных аппаратах специальные приспособления для кадрировки. Кадр всегда будет ориентирован на одну и ту же перфорацию».

В результате удаления трех промежуточных перфораций освобождается добавочная площадь кадра по всей ширине 35-мм киноплёнки. Таким образом, при стандартной ширине фонограммы, расположенной по середине кадра, справа и слева от нее можно разместить кадры стереопары размером 16×16 мм каждый. Площадь каждого из них составит 256 мм2, которая почти в полтора раз больше площади кадра в первой стереосистеме С.П.Иванова. Кадр становится квадратным, что позволяет при помощи каширования получить кадр с классическим соотношением сторон.

 

 

 

 

================================================================================

Методика перекомпоновки с квадратного кадра на прямоугольный

НАЗАД ВПЕРЕД.   Система «Стерео-35/19″
Стерео-35 Анощенко Стерео-2х35  Голдовского-Левингтона Стерео-2х35
Стерео-2х35 трехцветка Стерео-35/ 11х18 Стерео-35/19
Стерео-35/ 10х10 Стерео-35 кадр над кадром Стерео-2х35А
Стерео-70 Стерео-35А
СИСТЕМЫ  СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОГО  КИНЕМАТОГРАФА   СССР (таблица)
%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2010. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.