КИНОСТУДИЯ. Мосфильм

Логотип киностудии mosfilm-70-mm-logo-221-color-anna-karenina

Основу будущего советского киногиганта киностудии «Мосфильм» положили национализированные и объединенные в 1923 году киноателье Александра Алексеевича Ханжонкова на Житной улице и Иосифа Николаевича Ермольева в Брянском переулке.

Новое кинопредприятие получило в свое распоряжение съемочные павильоны и оборудование двух крупнейших кинофирм царской России и получило название «Московская фабрика «Совкино», объединив в один хозяйственно-производственный организм Первую и Третью кинофабрики «Союзкино». В ноябре 1923 года режиссер Борис Александрович Михин приступил к съемкам своего нового фильма «На крыльях ввысь», которому выпала честь стать первым фильмом новой кинофабрики, а дата его выпуска на экран — 30 января 1924 года, стала днем рождения будущего киноконцерна «Мосфильм».

Киноателье Александра Алексеевича Ханжонкова на Житной улице в Москве
Киноателье Александра Алексеевича Ханжонкова на Житной улице в Москве

Скоро стало ясно, что увеличение производства фильмов требует расширения киностудии, создания единого комплекса для всех этапов кинопроцесса, сосредоточенных в одном месте. Нужен был киногород.
Закладка нового, современного киногорода с огромной помпой состоялась 20 ноября 1927 года на Воробьевых горах близ деревни и станции окружной железной дороги Потылиха.

Пригласительный билет на закладку "Мосфильма" (1927)
Пригласительный билет на закладку «Мосфильма» (1927)

9 февраля 1931 года состоялось торжественное открытие новой кинофабрики, которая уже во время строительства в 1930 году была переименована из «Совкино» в «Союзкино». В 1932 году киностудия получила название «Московская фабрика «Росфильм». Через год она стала Московской фабрикой «Союзфильм». В 1934 — переименована к Московский кинокомбинат. И наконец в 1935 году обрела свое всемирно известное название «Мосфильм». Эмблема киностудии «Мосфильм» – скульптура В.И.Мухиной “Рабочий и колхозница” на фоне Спасской башни, впервые появилась на экране в кинокомедии «Весна», выпущенном на экран 2 июля 1947 года.

Общий вид первого блока киностудии "Мосфильм" в конце 30-х годов прошлого века.
Общий вид первого блока киностудии «Мосфильм» в конце 30-х годов прошлого века.

С первых дней и на протяжении всех лет работы киностудия «Мосфильм» постоянно укрепляла свою техническую базу не только за счет приобретения новинок кинотехники, но и активно участвую в их разработке и создании. По сути «Мосфильм» всегда был не только фильмопроизводящей компанией, но и одним из научно-исследовательские центров как в технической и творческой областях кинопроизводства, так и в организационной. Технические разработки сотрудников студии, как самостоятельные, так и сделанные в содружестве с учеными НИКФИ и других научно-исследовательских институтов в большинстве случаев становились крупными изобретениями и после проведения экспериментальных работ на кинопроизводстве находили широкое применение на киностудиях не только СССР, но и многих стран мира.
Все 90 летняя история «Мосфильма» — история пионера отечественного кино, экспериментатора и первопроходца.
Об этом свидетельствуют не только фильмы студии, но сами стены. Спроектированная в эпоху немого кино, строящаяся в эпоху перехода к звуку, киностудия смогла в кратчайшие сроки приступить к выпуску звуковых картин на собственной производственной базе и уже в сентябре 1931 года, черед два месяца после громкой премьеры «Путевки в жизнь» выпустила свой первый звуковой полнометражный игровой фильм «Рядом с нами» режиссера Николая Осиповича Бравко.

Съемка финальной сцены фильма "Веселые ребята" в декорации на натурной площадке "Мосфильма" (1933)
Съемка финальной сцены фильма «Веселые ребята» в декорации на натурной площадке «Мосфильма» (1933)

До сих пор не сходит с экранов первая советская музыкальная кинокомедия «Веселые ребята» режиссера Г.В. Александрова и оператор В.С. Нильсена с блистательными Любовью Орловой и Леонидом Утесовым в главных ролях. Выпущенная на экран 25 декабря 1934 года, перевыпущенная повторно в 70-е годы прошлого века, отреставрированная и колоризованная в веке двадцать первом — она до сих пор смешит и радует зрителей эпохи гаджетов.

Кадры из фильма «Веселые ребята» (1934)
Кадры из фильма «Веселые ребята» (1934)

Сегодня мало кто вспомнит, что «Веселые ребята» были не только прорывом в области киносмеха, но и в области кинотехники. На съемках фильма применялись самые передовые по тем временам технологии: рир-экран, транспорант, макеты. Трудности специфики производства звукового фильма и получения качественного звука при синхронной съемке, создатели фильма изобретательно преодолели, впервые применив съемку музыкальных номеров под готовую фонограмму, записанную в студийных условиях.
В 1935 году 25 августа новый прорыв и уже мирового масштаба. На экран вышел первый в мировой кинематографии полнометражный игровой фильм «Новый Гулливер», созданный средствами объемной мультипликации, в котором мультипликационные персонажи сосуществуют с живыми актерами. Около 1500 кукол.

Кадры из фильма «Новый Гулливер» (1935)

КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА «НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР» (1935)

Творческие и технические работники «Мосфильма» первыми приступили к освоению методов цветного кино. В 1936 году под руководством Павла Михайловича Мершина был разработан и практически осуществлен процесс трехцветной съемки и последующей печати цветных копий на хромированном желатине. Через четыре года после создания У.Диснеем (W.Disney) первого полноцветного анимационного рисованного фильма «Flowers And Trees» (Цветы и деревья) (1932), снятого по трехцветной субтрактивной системе Technicolor (Процесс №4), «Мосфильм» 4 января 1937 года выпускает первый в мире цветной кукольный анимационный фильм «Лиса и Волк», созданный по трехцветному методу П.М. Мершина.

КАДРЫ ИЗ ТРЕХЦВЕТНОГО МУЛЬТФИЛЬМА «ЛИСА И ВОЛК» (1936)
КАДРЫ ИЗ ТРЕХЦВЕТНОГО МУЛЬТФИЛЬМА «ЛИСА И ВОЛК» (1936)

Мультипликационным объединением «Мосфильма» в 30-годы было снято только 5 полноцветных анимационных фильмов. Но каждый из них — маленький шедевр волшебников-мастеров киностудии. Особое место среди них занимает цветная кукольная анимация, поставленная великим отечественным киносказочником А.Л. Птушко в 1937 году «Сказка о рыбаке и рыбке». Об этих фильма нельзя писать, их надо смотреть. Более 70-ти лет эти шедевры были недоступны зрителям. До наших дней не дошло ни одной, даже черно-белой копии. К счастью, в Госфильмофонде России сохранились цветоделенные исходные негативы, фонограммы и монтажный лист, что позволило автору этих строк цифровыми методами восстановить оригинальный цвет всех этих фильмов. И вот уже в веке XXI восстановленные творения мастеров мосфильмовской цветной анимации 30-х годов века прошлого вновь покоряют сердца современных зрителей не только нашей страны, но и открывают глаза на «лапотный» русский кинематограф зарубежным зрителям, вызывая удивление и восторг.

movie-projectors-86050

Фрагмент из фильма «Волк и семеро козлят» (1937) 

Фрагмент из фильма «Завещание» (1937)

Фрагмент из фильма «Лиса и Волк» (1936)

Фрагмент из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937)

Фрагмент из фильма «Чудесный светофор» (1938)

В 1939 году по трехцветному методу П.М. Мершина режиссером А.И. Медведкиным и оператором Ф.Ф. Проворовым был снят и выпущен на экран полноцветный документальный фильм о физкультурном параде в Москве «Цветущая юность».
Даже в годы войны мастера «Мосфильма» продолжали освоение цвета. Режиссер И.А.Савченко в содружестве с операторами Ф.Ф. Проворовым и Г.А. Рейсгофом по трехцветному методу П.М. Мершина поставили первый советский цветной полнометражный игровой фильм «Иван Никулин – русский матрос». 1 апреля 1945 года фильм был выпущен на экран и огромным успехом долгие годы не сходил с экранов советских кинотеатров. В 1996 году Госфильмофонд совместно с НИКФИ восстановил цветную копию картины и впервые показал 29 января 1997 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы», а 23 февраля 1997 года цветной вариант фильма увидели и телезрители.

Цветоделенные позитивы и цветной кадр из фильма «Иван Никулин – русский матрос» (1944)
Цветоделенные позитивы и цветной кадр из фильма «Иван Никулин – русский матрос» (1944)

Первым среди советских киностудий «Мосфильм» приступил и к освоению цветного негативно-позитивного процесса на трофейной многослойной цветной пленке «Agfacolor B».
С.М. Эйзенштейн еще в начале 1945 года первым использовал немецкий пленочный трофей для съемки цветной сцены второй серии фильма «Иван Грозный».

цвет
Кадр из фильма «Иван Грозный» (1945)

А сразу после окончания Великой Отечественной войны на «Мосфильме» были запущены в производство два цветных фильма по новой технологии. Режиссер И.А. Савченко и оператор Е.Н. Андриканис начали снимать цветную комедию «Старинный водевиль».
В это же время режиссер А.Л. Птушко и оператор Ф.Ф. Проворов приступили к съемкам уральского сказа «Каменный цветок». 28 апреля 1946 года началось победное шествие фильма по экранам нашей страны и мира. Сложнейшие комбинированные съемки, большие реалистичные комплексные декорации под натуру в павильоне, сказочный сюжет, прекрасная актерская игра и конечно мастерство режиссера и оператора в 1946 году покорили не только простых зрителей, но и сердца жюри Каннского международного кинофестиваля, где «Каменный цветок» опередил в конкурсе американские цветные картины и был признан Лучшим цветным фильмом фестиваля.

КАДР ЦВЕТ agfacolor stone_flower
Кадры из фильма «Каменный цветок» (1946)

В канун 135 летнего юбилея Победы над Наполеоном 1 июля 1947 года вышел на экраны страны «Старинный водевиль», ставший вторым цветным игровым полнометражным фильмом «Мосфильма» по негативно-позитивной технологии цветного кино.

цвет Старинный-водевиль-1946
Кадры из фильма «Старинный водевиль» (1947)

В середине 40-х годов на «Мосфильме» началось освоение стереоскопического кинематографа.
В 1947 году на экране единственного на то время стереоскопического кинотеатра «Стереокино» в Москве начал демонстрироваться объемный мосфильмовский первенец полнометражнная игровая картина «Машина 22-12», снятая по системе «Стерео-35/19» режиссером В.В. Немоляевым и оператором С.Я. Рубашкиным.

Стереопара из фильма "Машина 22-12" (1947)
Стереопара из фильма «Машина 22-12» (1947)
Рабочий момент съемок стереофильма "Машина 22-12" (1947)
Рабочий момент съемок стереофильма «Машина 22-12» (1947)

Первый советский фильм-балет «Ромео и Джульетта», снятый на пленку мосфильмовскими мастерами и выпущенный на экран 25 марта 1955 года, дал возможность уже не одному поколению любителей балета наслаждаться искусством великой Галины Сергеевны Улановой в роли Джульетты в балете С.С. Прокофьева.
16 ноября 1956 года режиссер А.Л. Птушко и оператор Ф.Ф. Проворов раздвинули рамки экрана, представив зрителям московского кинотеатра «Художественный» первый советский цветной широкоэкранный полнометражный игровой фильм стереофоническим звуком «Илья Муромец».
Но начало освоения широкого экрана в игровом кино на «Мосфильме» положил Э.А. Рязанов, который совместно с С.Н. Гуровым поставил в 1955 году небольшой фильм-ревю с игровым сюжетом «Счастливая юность».

Знаток музыкального искусства режиссер «Мосфильма» Вера Павловна Строева не раз радовала кинозрителей музыкальными фильмами с участием прославленных советских мастеров оперы, балета и эстрады. В 1954 году она поставила цветной фильм-оперу «Борис Годунов» с участием выдающихся солистов Большого театра Александра Пирогова и Ивана Козловского. Новая широкоэкранная техника, 4-канальный стереофонический звук дали В.П.Строевой возможность максимально раскрыть на экране всю силу трагедии в экранизации оперы «Хованщина». Выпущенный на экран 14 ноября 1959 года это фильм-опера, как и «Борис Годунов» до сих пор востребованы любителями оперного искусства всего мира.

23 ноября 1961 года студия выпускает в прокат первый советский цветной широкоформатный игровой фильм с 6-канальным стереофоническим звуком «Повесть пламенных лет», поставленный Юлией Ипполитовной Солнцевой.

Стереопара из фильма «Вечер в Москве»(1963)
Стереопара из фильма «Вечер в Москве» (1963)

В 60-е годы «Мосфильм» в содружестве с НИКФИ продолжил освоение новых систем стереоскопического кинематографа. Больше года в кинотеатре «Рекорд» демонстрировался первый советский цветной широкоэкранный стереоскопический фильм со стереофоническим звуком «Вечер в Москве», выпущенный на экран 2 ноября 1963 года. Необычный формат кадра, объемное изображение и «солнечный клоун» Олег Попов в главной роли обеспечили этому обыкновенному по форме и содержанию фильму-ревю такой долгий зрительский успех. Но успех у зрителей не был воспринят как победа новой системы у ее создателей. Система оказалась не совершенной и требовала устранения и доработки и очень значительной. В то же время, развитие широкоформатного кинематографа привело разработчиков к мысли создания новой системы стереокино на базе 70 мм аппаратуры. Так появилась система «Стерео-70» и «Мосфильм» первым начал ее внедрение в кинопроизводство. Первый цветной стереоскопический игровой фильм «Нет и да», снятый по этой системе начал демонстрироваться 30 апреля 1968 года по поляризационному способу в малом зале нового московского кинотеатра «Октябрь» и выдержал зрительский интерес только на 450 сеансах. «Первый блин» оказался комом и по сюжету, и по режиссуре, да и по актерской игре. Зато второй мосфильмовский стереоскопический фильм «Таинственный монах», заменивший 1 октября 1968 года на экране «Октября» первую картину, продержался в прокате стереокинотеатров СССР целых 10 лет и собрал более 37 миллионов зрителей.

Стереопара из фильма «Таинственный монах» (1968)
Стереопара из фильма «Таинственный монах» (1968) (Оригинал — скан с оригинального негатива 4К)

Широкоформатная система кинематографа дала жизнь не только «Стерео-70» , но и новому направлению поли-вариоскопическому кино.
19 апреля 1967 года в московском кинотеатре «Россия» состоялась премьера первого советского цветного широкоформатного вариоскопического игрового фильм «Айболит-66», поставленного на «Мосфильме» режиссером Р.А. Быковым.
Через три года на суд зрителей 22 апреля 1970 года «Мосфильм» представил первый советский широкоформатный поликадровый, вариоскопический фильм «Наш марш» режиссеров А. Шейна и А. Светлова. Это фильм дал старт новой системе, разработанной в 1969 году на киностудии «Мосфильм» соместно с НИКФИ и получивший название «Совполикадр». В последующие годы на производственной базе «Мосфильма» к знаменательным датам в истории СССР и для демонстрации на международных выставках было снято более десятка фильмов по этой системе.

ФИЛЬМОГРАФИЯ  СОВЕТСКИХ  ПОЛИЭКРАННЫХ  ВАРИОСКОПИЧЕСКИХ  ФИЛЬМОВ

Кадр из варио-поликадрового фильма
Кадр из варио-поликадрового фильма «Песня о Родине» (1982)

movie-projectors-86050

Фрагмент из фильма «Веселые ребята» (1934). Фонограмма  Sound Tracks Unilateral Variable Area А. ШОРИНА 

© Николай Майоров, 2013. Пример для сравнения монтажа 1-го и 2-го цветного негатива фильма «Каменный цветок». (Исходный формат ролика 2К)

Фрагменты из фильма Сказание о земле сибирской (1947)

Комбинированные кадры, снятые двухпленочным способом «блуждающей маски» на обращаемой  кинопленке  из фильма «Светлый путь» (1940)

Фрагмент из стереофильма «Таинственный монах» (1968)

Фрагмент из фильма «Волк и семеро козлят» (1937) 

Фрагмент из фильма «Завещание» (1937)

Фрагмент из фильма «Лиса и Волк» (1936)

Фрагмент из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937)

Фрагмент из фильма «Чудесный светофор» (1938)

__________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА. anime-3d-282

 Киностудии  СССР и России

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2015. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино