МЕДВЕДКИН Александр Иванович

МЕДВЕДКИН Александр Иванович

МЕДВЕДКИН Александр Иванович

(08.03.1900 — 20.02.1989)
Русский советский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1979).
Лауреат Государственной премии СССР (1974)
Сын пензенского железнодорожного машиниста.
Во время Гражданской войны — боец, политработник 1-й Конной армии, старший инструктор политуправления Наркомата обороны. Руководил самодеятельным солдатским театром «гротеска и буффонады».
В 1927, демобилизовавшись из Красной Армии, пришел работать на киностудию «Госвоенкино». В 1930 перешел на «Союзкино», где начал разрабатывать жанр сатирического кинопамфлета («Полешко», «Держи вора», «Фрукты-овощи» и др.). Умение изобличать бюрократизм, бесхозяйственность, нерадивое отношение к труду в форме веселой короткометражной комедии, построенной на эксцентрике и гротеске, стало свежим веянием и, пожалуй, даже открытием и для кинематографа, и для пропаганды.
С 1932 творческие поиски Медведкина получили новый импульс: руководимый им кинопоезд «Союзкино» стал выезжать на стройки первой пятилетки, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты. Эта своеобразная киностудия на колесах, в основе работы которой был принцип «Сегодня снимаем – завтра показываем», работала 294 дня, «разоблачая головотяпство, безобразие, срывы планов».
В 1934 Медведкин поставил свой лучший фильм – лубочно-сатирическую притчу «Счастье», высоко оцененную как при первых показах в СССР (С. Эйзенштейном, В. Пудовкиным), так и спустя много лет за рубежом. История «непутевого» крестьянина, а затем колхозника Хмыря, при всех ее агитационно-пропагандистских акцентах и упрощениях, поражала богатством фантазии, замысловатым соединением народного лубка и сюрреалистического гротеска. К сожалению, гласная и негласная критика «сверху», которой подверглось «Счастье», заметно повлияла на дальнейший творческий путь режиссера. Его следующий фильм – игровая комедия на «колхозную» тему «Чудесница» – носил слишком явный отпечаток политической конъюнктуры, хотя и в нем были любопытные юмористические находки.

Поставил первый советский цветной документальный фильм по системе П.М. Мершина «ЦВЕТУЩАЯ ЮНОСТЬ» (1939).

В годы Великой Отечественной войны руководил фронтовыми киногруппами. 1946 без особого успеха повторил опыт постановки полнометражной картины о жизни села («Освобожденная земля»), а затем занимался созданием киножурналов, специальных хроникальных выпусков, полнометражных хроникально-документальных лент («Слава труду», совместно с Р. Григорьевым и Е. Славинской; «Первая весна», с П. Посельским). Его очередная полнометражная игровая комедия «Беспокойная весна» (о покорителях целины) вновь была расценена как неудача. После этого Медведкин к игровому кино уже не возвращался и стал работать исключительно в жанре документальной публицистики. Изобличая неонацистов («Тень ефрейтора», «Склероз совести»), поджигателей войны («Безумие»), маоистов («Письмо китайскому другу», «Правда и неправда»), Медведкин оставался в поле конъюнктурного пропагандистского фильма, хотя нестандартные монтажные решения, ирония и личностная интонация (иногда он сам читал закадровый текст и даже появлялся в кадре) придавали его картинам определенное своеобразие.
Опыт раннего творчества Медведкина, с его ориентацией на плакатную экспрессию и социальную ангажированность, горячо воспринимался в 1960-е – 1970-е годы за рубежом (Франция, Чили, Алжир), где даже создавались группы «Медведкино». Медведкину посвящен документальный фильм французского режиссера К. Маркера «Поезд в пути».

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
1967 — МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (Специальный приз, фильм «Тень ефрейтора»);
1968 — (Диплом по разделу хроникально-документальных фильмов, фильм «Тень ефрейтора»);
1974 — Государственная премия СССР (фильм «Ночь над Китаем»);
1974 — Государственная премия СССР (фильм «Склероз совести»);
1974 — Государственная премия СССР (фильм «Тревожная хроника»);
1974 — МКФ документального кино в Нионе (Гран-при «Золотой Систерций», фильм «Тень ефрейтора»);
1980 — (Специальный приз жюри, фильм «Безумие»).
Награжден Ордом Ленина (1971, 1976), Октябрьской Революции (1980), Красного Знамени (1941), Отечественной войны 2-й степени (1944), медаль «За взятие Кенигсберга» (1945) и др.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

ФИЛЬМОГРАФИЯ «ЦВЕТУЩАЯ ЮНОСТЬ» (1939)

МОНТАЖНЫЙ  ЛИСТ  НА  ФИЛЬМ «ЦВЕТУЩАЯ  ЮНОСТЬ» (1939)

_________________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ anime-3d-282

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy

 

© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.