«Майская ночь, или утопленница» (1952)

Фрагмент из фильма «Майская ночь, или утопленница» (1952)

МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА 

СССР, Московская киностудия имени М. Горького, 1952, цветной (Agfacolor), 62 мин., 01:01:27, 13 ч., 3250 м., 35 мм, стереоскопический (Стерео-35 кадр над кадром), 1.37:1, моно (Оптическая фонограмма однодорожечная двухсторонняя).Экранизация. Госфильмофонд № С 1579. Р/у 984/52 от 1952 г.
Выпущен на экран в СССР 31 октября 1952 года.
Прокат в Восточной Германии с 19 июня 1953 года, в США с 12 июля 1953 года, в Швеции с 13 мая 1954 года.
Снимался в двух вариантах: стереоскопическом и плоскостном. Плоскостной вариант: Госфильмофонд № С 1495. Р/у 997/52 от 1952 г.
Восстановлен цифровым способом с негатива-оригинала из собрания Госфильмофонда России в 2014 году. Восстановленный вариант — 01:01:27.
Премьера восстановленного стереоскопического варианта в цифровом формате DCP состоялась 23 февраля 2015 года на кинофестивале архивного кино «Белые столбы-2015».

Первый цветной стереоскопический художественный фильм по советской системе «Стерео-35 кадр над кадром».
Автор сценария К.Ф. Исаев. Постановка А.А. Роу. Оператор Д.В. Суренский* (стереоскопический вариант), Г.Г. Егиазаров (плоскостной вариант). Режиссер А. Ульянцев. Режиссер-монтажа Ксения Блинова. Композитор С.И. Потоцкий*. Звукооператор С.Г. Юрцев. Художники: П.С. Галаджев, И.А. Захарова. Художник комбинированных съемок В.С. Никитченко. Художники по костюмам: Э.Д. Рапопорт, Ф. Алексеенко. Художник-гример Н. Мардисова. Второй оператор Борис Гокке. Ассистенты режиссера: З. Данилова, К. Николаевич. Песня Левко «Спи моя красавица» и хор парубков музыка Н.А. Римского-Корсакова. Оркестр государственного ордена Ленина Академического театра оперы и балета Украинской СССР им. Т.Г. Шевченко. Дирижер К.А. Симеонов. Директор картины: Б. Краковский.

Над восстановлением фильма работали: Николай Майоров, Владимир Котовский.

В ролях:

Н.А. Досенко (Левко, поёт П.С. Белинник*), Т.Г. Конюхова (Ганна) – дебют в кино, Л.В. Юдина (панночка) – дебют в кино, А.Л. Хвыля (голова), Э.В. Цесарская (свояченица), А.В. Дунайский (винокур), Г.Ф. Милляр (писарь), Г.К. Гумилевский (каленик), Г.С. Нелидов (пасечник), Г.К. Григорьева (мачеха), В.Д. Бокарев (сотник), А.И. Жуков (Карпо), Л. Жуковский (высокий парубок); А. Тимонтаев, П. Рожицкий, А. Мирошниченко, И. Пригода (дисятские).

Экранизация повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».
Старый пасечник Панько рассказывает девушкам одну из своих излюбленных историй… Живут в селе веселый и добрый парубок Левко Макого-ненко и красивая жизнерадостная дивчина Ганна Петриченко. Нежно любят они друг друга, но мешает их счастью отец Левка, хитрый и упрямый голова Евтух, который имеет свои виды на устройство сыновней судьбы. В один из майских вечеров застает Левко отца возле Ганниной хаты. Предводительствуемая Левко ватага парней высмеивают сельское начальство. Сколько ни бесятся голова и писарь, но не удается им поймать никого из парубков. Зато дважды попадает в их руки наряженная в вывернутый наизнанку тулуп сварливая свояченица головы. С бранью накидывается она на одураченного голову. Под утро Левко засыпает на берегу заросшего пруда. И снится парубку, что загубленная некогда мачехой-ведьмой дочка сотника выходит к нему на берег. Панночка просит Левко найти среди хоровода русалок злую мачеху. В награду она обещает ему помочь жениться на Ганне. Левко находит мачеху. Проснувшись, он видит в своей руке грамоту— подарок панночки. Это приказ голове от пана комиссара. Скрепя сердце голова должен согласиться на то, чтобы Левко и Ганна немедленно, как указано в грамоте, обвенчались…

_____________________________________________________________

*  — Пётр Сергеевич Белинник (укр. Петро Сергійович Білинник; 14.10.1906 — 14.10.1998) — украинский советский оперный певец (лирический тенор). Народный артист СССР (1954). С 1933 по 1936 год учился в Харьковской консерватории (ныне Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского) (класс сольного пения Р.С. Вайна). Одновременно был артистом комсомольско-молодёжной оперы. Впервые выступил на оперной сцене в Харькове в 1935 году.
С 1936 по 1940 год — солист Большого театра в Москве, в 1941—1942 — Харьковского театра оперы и балета (с 1944 — имени Н. В. Лысенко).
С 1942 года — солист Киевского театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко

__________________________________________________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино