КИНОСТУДИИ. Ленфильм

Логотип киностудии Ленфильм эмблема

30 апреля 1918 года — дата рождения «Ленфильма», крупнейшей и старейшей киностудии Советского Союза. Правда в день своего основания она получила название «Кинофабрика Петроградского кинокомитета Союза Северных Комунн». «Ленфильм» — лидер среди отечественных киностудий по количеству переименований в течении своей почти вековой истории:

1918 (30 апреля) -1922. Кинофабрика Петроградского кинокомитета Союза Северных Комунн.
1920 -1922. Петроградский окружной фотокиноотдел.
1922 -1925. Фабрика «Севзапкино».
1923 -1925. Ателье «Кино-Север».
1924 -1926. Ленинградская фабрика «Госкино».
1925 -1926. Фабрика «Ленинградкино».
1926 -1930. Ленинградская фабрика «Совкино».
1930 -1932. Ленинградская фабрика «Союзкино».
1932 -1933. Ленинградская фабрика «Росфильм».
1933 -1934. Ленинградская фабрика «Союзфильм».
1934 -1935. Ленинградская фабрика «Ленфильм».
1935 (11 января) — 1936. Ленинградская ордена Ленина кинофабрика «Ленфильм».
1936 (4 января) -1976. Ленинградская ордена Ленина киностудия «Ленфильм».
1976 -1993. Ленинградская ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени киностудия «Ленфильм».
1994 -1996. «Санкт-Петербургская киностудия «Ленфильм».
1996 -2003. Санкт-Петербургское Государственное Унитарное предприятие «Киностудия «Ленфильм».
2003 -2004. Федеральное Государственное унитарное предприятие «Творческо-производственное объединение «Киностудия «Ленфильм».
2004. Открытое акционерное общество «Киностудия «Ленфильм».

эмблема Логотип киностудии Ленфильм кинематограф
Кадр из фильма «В городе С.» с первым логотипом киностудии Ленфильм (1966)

Но начиная с 1934 года в любом официальном названии киностудии неизменно присутствует всемирно известное слово «Ленфильм». Впервые это словосочетание появилось 5 ноября 1934 года на экране ленинградского кинотеатра «Титан» в титрах фильма «Чапаев». Таким образом один день стал началом триумфального шествия по экранам страны и мира шедевра советского кино фильма режиссеров братьев Васильевых и торговой марки киностудии. А современная эмблема киностудии «Ленфильм» — «Медный всадник» была создана художником Мариной Бологовской и оператором Эдгаром Штырцкобером в 1965 году. Впервые она появилась в фильме «В городе С.» режиссера Иосифа Хейфица в 1966 году (Выпуск на экран 29 мая 1967).

кино плакат фильм
Афиша к кинофильму «Уплотнение» (1918)

Вернемся в 1918 год, считающийся годом основания студии. А если быть точными — именно с этого года начался процесс создания из разрозненный национализированных кинопредприятий Петербурга мощной киностудии, завершенный только в 1924 году. Но год основания студии ознаменовался выпуском 7 ноября 1918 года на экран первого советского игрового полнометражного фильма «Уплотнение». Сценарий фильма написал нарком просвещения А.В. Луначарский, который в роли наркома появлялся в первых кадрах фильма, а в главной роли профессора химии Хрустина снялся председатель Петроградского кинокомитета Д.М. Лещенко. Фильм был снят ударными темпами всего за несколько дней и съемки происходили не на студии и не в декорациях, а в служебных помещениях кинокомитета Петрограда.

Год от года укреплялась техническая база киностудии. В конце 20-х годов здесь началось освоение и в внедрение звукового кинопризводства и уже 10 октября 1931 года на экраны страны был выпущен первый звуковой полнометражный игровой фильм киностудии «Одна» режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга.
«Одна». СССР, Союзкино (Ленфильм), 1931, ч/б, 80 мин. (7ч., 2200 м), 35 мм, 1.37:1, звук записан по системе А. Шорина (Фильм был первоначально снят в немом варианте, а затем озвучен). Драма. Режиссеры: Г. Козинцев, Л. Трауберг. Оператор А. Москвин).

В начале 30-х годов в Советском Союзе началась разработка и освоение трехцветного субтрактивного метода цветного кинематографа, основанного на трехпленочном способе съемки. «Ленфильм», на ряду с киностудией «Мосфильм» и в НИКФИ активно включился в эту работу. Для этого в феврале 1932 года при «Ленфильме» была организована «Лаборатория цветного кино» под руководством Н.Шпилева.
Съемочная техника и на «Ленфильме» и на «Мосфильме» для получения трех цветоделенных негативов применялась одинаковая, но технологии печати цветной копии фильма были различны. Лаборатория цветного кино киностудии «Ленфильм», так же как и компания «Техниколор» в основу получения цветной копии положила способ гидротипной печати методом впитывания. То есть — печати водяными красками как и при печати цветной копии «Техниколор».
Так же как и Мосфильм, Ленфильм в 1937 году начал практическое освоение цвета не с «живой съемки», а с выпуска цветной графаческой анимации. В января 1938 года были выданы прокатные удостоверения и выпущены на экран два первых цветных анимационные

кино мультипликация анимация кинокадр
Кадры из анимационного фильма «Первая охота» (1937)

фильма, снятых по трехцветному методу и отпечатанных гидротипным способом — «Первая охота» и «Теремок».

 

кино мультипликация анимация кинокадр
Кадры из анимационного фильма «Теремок» (1937)

В 1940 году на суд зрителей был представлен первый ленфильмовский экспериментальный цветной киноэтюд «Осень», снятый по трехцветному методу. Его режиссеры постановщики Исаак

Менакер и Фридрих Эрмлер в содружестве с кинооператорами Вячеславом Гордановым и Моисеем Магидом попытались в этом фильме найти художественное единство цветного изображения и музыки.

кино цвет кинокадр
Кадр из фильма «Осень» (1940)
кино цвет кинокадр
Кадр из фильма «Осень» (1940)

Великая Отечественная война на время прервала освоение новой кинотехники. Но творческий коллектив продолжил съемки новых фильмов и в период эвакуации киностудии в состав центральной объединенной киностудии (ЦОКС) в Алма-Ата. Многие фильмы, снятые в годы военного лихолетья вдали от родных стен и до сих пор любимы нашими зрителями. Среди них: «Актриса» Леонида Трауберга, «Малахов Курган» Александра Зархи и Иосифа Хейфица, «На пути в Берлин» Михаила Ершова.

 

кино цвет кинокадр
Рабочий момент съемок фильма «Осень» (1940)

Через пять лет после окончания войны творческие и технические работники «Ленфильма» начали осваивать цветной негативно-позитивный процесс с использованием трофейной цветной многослойной кинопленки «Agfacolor B» . 27 ноября 1950 года на экраны страны был выпущен полнометражный цветной игровой фильм «Мусоргский» о жизни и творчестве русского композитора. Работа ленфильмовцев имела не только зрительский успех, но и высоко оценена на правительственном уровне. Лауреатами Сталинской премии первой степени за 1950 год стали режиссер-постановщик картины Г. Рошаль. соавтор сценария А. Абрамова Лауреатами стала и большая группа актеров: А. Борисов, Н.Черкасов, В. Балашов, Ф. Никитин, Л. Сухаревская, М. Магид, Л. Сокольский, Н. Суворов, А. Шаргородский.
Высокие художественные достоинства в освоении цвета в этом фильме были отмечены и на международном уровне. Художникам-постановщикам Н.Суворову и А.Векслеру на IV Международном кинофестивале во французских Каннах в 1951 году была присуждена премия за лучшие декорации.

кино плакат фильм
Зарубежная афиша к стереофильму «Алеко» (1954)

В 1953 году съемочная группа киностудии под художественным руководством Г.Л. Рошаля поставила и решила еще более сложную и до сих пор не повторенную ни кем задачу — экранизацию оперы. И не просто экранизацию, а создание кино-оперы в стереоскопическом варианте. Худсоветом студии было принято решение экранизировать оперу С.В. Рахманинова по поэме А.С.Пушкина «Цыгане». Для реализации этого, как теперь принято говорить, проекта А.Г. Болтянский сменил амплуа ученого-изобретателя на профессию кинооператора-постановщика, решив на практике проверить творческие и технические возможности разработанной им совместно с Н.Д. Бернштейном новой системы стереоскопического кинематографа «Стерео-35 кадр над кадром«. 3 августа 1954 года в московском кинотеатре «Стереокино» начались регулярные киносеансы первого в мире цветного стереоскопического фильма-оперы «АЛЕКО». Фильм демонстрировался на растровом экране по безочковому методу.

Стереопара кадры стерео кино 3D
Стереопары из фильма «Алеко» (1954)

В декабре с новым уникальным стереофильмом начали знакомиться и американские любители кино и музыки. 23 декабря 1954 компания Artkino Pictures начала прокат картины в США. А с 18 февраля 1955 года началась демонстрация фильма и в соседней с нами Финляндии. 1 февраля 2012 на кинофестивале архивного кино «Белые столбы» состоялась премьера восстановленного автором этих строк в содружестве с В.Н.Котовским оригинального стереоскопического варианта фильма в современном цифровом формате.
В середине 50-х годов студия приступила к освоению производства широкоэкранных фильмов.
Бессмертная книга Мигеля де Сервантеса Сааведра о романтике, чудаке и мечтателе храбром рыцаре Дон Кихоте Ламанчском, и о его спутнике, верном оруженосце Санчо Пансе стала литературной основой сценария Евгения Шварца для первого цветного широкоэкранного игрового фильм «ДОН КИХОТ». Режиссеру-постановщику Г. Козенцеву, операторам-постановщикам А.Москвину и А. Дудко (натурные съемки) пришлось решать многие сложные постановочные задачи, диктуемые новым форматом кадра. Ведь по сути снималось одновременно два фильма — широкоэкранный и обычный (операторы Й. Грицюс и Э. Розовский). Это было необходимо для того чтобы фильм можно было демонстрировать в обычных кинотеатрах, не оборудованных широкоэкранной проекцией. Для это постановщикам необходимо было менять композицию кадра для каждого из форматов, в то же время не изменяя общего пластического решения фильма. Не легче было и актерам. Ведь им приходилось каждую сцену играть по несколько раз в новой мизансцене. «Дон Кихот» был не только первым широкоэкранным фильмом студии, но и первым фильмом с 4-х канальным стереофоническим звуком (звукооператор И. Волк), что так же создавало определенные трудности при синхронной съемке сцен.
23 мая 1957 года готовый фильм увидели советские зрители. В октябре этого же года он уже шел на экранах Финляндии, а в декабре — в Португали. В течении 1958 года история «рыцаря печального образа» была показана в ГДР и ФРГ, Аргентине, Швеции. Годом позже — в Дании. И 20 января 1961 года началась демонстрация советского «Дон Кихота» в кинотеатрах США.

Ленфильм кино цвет кинокадр широкий экран
Кадр из фильма «Дон Кихот» (1957)

На  Каннском кинофестивале 1957 года «Дон Кихот» стал участником основного конкурса, но не стал победителем. Зато на Всесоюзном кинофестивале 1958 года Андрею Москвину присудили первую премию за операторскую работу, Григорию Козинцеву — Вторую премию за режиссуру и Третью премию по разделу художественных фильмов, Аполлинарий Дудко получил Вторую премию за операторскую работу. Не став победителем в Каннах, фильм был отмечен на международных кинофестивалях 1958 года в Ванкувере (Почетная грамота Григорию Козинцеву) и в Стратфорде (Премия Николаю Черкасову как лучшему актёру). Через 6 лет после выхода фильма в мировой прокат на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне 1964 года Григорий Козинцев получил за фильм Приз фестиваля.
Лидером отечественного кинопроката 1964 года, занявшим 6 место и собравшим у экранов 31,8 миллиона кинозрителей стала первая цветная широкоформатная  игровая картина студии «Крепостная актриса». Картина покорила сердца не только советских зрителей, для которых красота зимней природы, заснеженные дороги, русские тройки, медведи. заводная музыка давно не диковинка. Япония, Финляндия, Испания, Греция, Германия собрали не малую кассу. выпустив на свои экраны этот музыкальный фильм по оперетте Н. Стрельникова “Холопка” с сюжетом, напоминающим кальмановского мистера Икс, но разворачивающимся в России на фоне русской природы начала 19 века.
Интересны технические детали проката «Крепостной актрисы» в нашей стране. Фильм был выпущен на экран в широкоформатном варианте 2 ноября 1963 года в то время, когда кинотеатров для демонстрации фильмов с 70мм позитива можно было пересчитать по пальцам. В то же время, в крупных городах работали кинотеатры по системе трехпленочной кинопанорамы, но еще не переоборудованные для демонстрации широкоформатных фильмов, а новых панорамных фильмов не было. Поэтому для обеспечения проекции на панорамные экраны этих кинотеатров с негативов первых широкоформатных фильмов оптическим путем изготавливали трехпленочные варианты по системе «Кинопанорама». «Крепостная актриса» и попала в их число. Следовательно нет ничего удивительного, когда зрители старшего поколения уверяют нас в том, что смотрели именно фильм в панорамном кинотеатре на дугообразном экране. Но на переводе в систему кинопанорамы история трансформаций форматов это фильма не заканчивается. Как раз в конце 1963 начале 1964 годов наша пленочная промышленность начала выпускать приемлемые по качеству комплекты цветных пленок для изготовления цветных дубль-негативов, что позволило делать пан-сканирование цветных широкоэкранных и широкоформатных негативов для получения цветных копий нужного формата. Поэтому уже в середине 1964 года «Крепостная актриса» была выпущена в прокат и широкоэкранном, и в обычном форматах, расширив тем самым прокатные возможности фильма.

Ленфильм кино цвет кинокадр широкий формат экран
Кадр из широкоформатной копии фильма «Крепостная актриса» (1964).
Ленфильм кино цвет кинокадр широкий формат экран
Кадры из широкоэкранной и обычной копии фильма «Крепостная актриса» (1964).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.