КИНОПАНОРАМА® (1958)

Разработка отечественной системы панорамного кинематографа началась в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) под руководством Евся Михайловича Голдовского в 1956 года. К этому времени во многих странах мире уже успешно работали более 30 панорамных кинотеатров по системе «Синерама». В них демонстрировались три полнометражные панорамные документальные видовые фильма.

Так, что у разработчиков советской системы была возможность оценить достоинства и недостатки американской панорамы. Что и было сделано. Как уже было отмечено выше принципы и основные характеристики американской и отечественной панорамных систем во многом схожи. Унификация форматов и технических условий демонстрации всегда позволяет производить свободный обмен фильмами без дополнительных затрат на перевод кинофильма из одной системы в другую. Поэтому создатели нашей кинопанорамы сочли необходимым взять за основу разработки основные характеристики успешно эксплуатирующейся по всему миру системы «Синерама».

Разработчики отечественной системы кинопанорамы выбрали: а) максимальные углы съемки по горизонту 146°, а по вертикали 55°, б) размер съемочного кадра 28,3 х 28 мм высотой 6 перфораций, в) частоту съемки 25 к/сек, г) использовать для системы стандартные 35-мм пленки с размещением на каждой пленке по 1/3 общего изображения, д)  шага кадра до 28,5 мм. Но это относится только к размеру кадра и скорости проекции. В остальном были учтены недостатки американской системы. Очень сложная и не совсем эффективна система гребенок для смягчения швов в местах стыков изображений, была заменена на специальную печать копий с введением клина.

 

Форма, размеры и расположение кадра в советской системе Кинопанорама.
Форма, размеры и расположение кадра в советской системе «Кинопанорама»
35мм фонограмма магнитная
35-мм магнитная фонограмма

Была создана своя 9-канальная система звукового сопровождения свободно переводимая в 6-канальную или 7-канальную. Стереофоническая 9-канальная фонограмма записывалась и воспроизводилась на на отдельной 35-мм перфорированной киноленте.

Для съемки и проекции панорамных фильмов, в связи с ростом угловых размеров экрана, частота съемки был увеличена до 25 кадров в секунду с целью увеличить частоту мельканий при кинодемонстрации.

Основные технические показатели системы “Кинопанорама”

Ширина пленки — 3х35 мм

Размер кадра негатива на одной пленке — 25,4х28,3 мм

Размер проецируемого участка кадра на одной пленке — 24,9х27,6 мм

Суммарная площадь на трех кинопленках: негатив — 2099,8 кв.мм позитив — 2006,6 кв.мм

Соотношение сторон изображения на экране — 2,6:1

Номинальная частота съемки и проекции — 25 кадров в секунду

Шаг кадра — 28,5 мм

Скорость движения кинопленки в секунду — 712,5 мм

Фокусное расстояние съемочных объективов — 27, 35, 50, 75, 100 мм

Фонограмма — магнитная 9-канальная

Схема зеркальной панорамной трехпленочной киносъемочной камеры разработанной Оптическим заводом (Москва)
Схема зеркальной панорамной трехпленочной киносъемочной камеры разработанной московским Оптическим заводом в 1956 году. 

Первоначально для панорамных съемок по советской системе «Кинопанорама»  использовали три обычные кинокамеры (1, 2, 3) собранные на одной площадке. Для обеспечения угла изображения равного 146° перед правой (1) и левой (2) камерами устанавливались зеркала (З1 и З2). Такая конструкция панорамной киноустановки давала возможность съемки с объективами разных фокусных расстояний. При смене объективов вносились  изменить положение крайних аппаратов относительно среднего аппарата. 

Отечественной киноустановкой из трех переконструированных 35 мм кинокамер в середине 1956 года, в Советском Союзе были проведены первые опытные съемки панорамного фильма  А в декабре этого же года режиссер К. Домбровский и операторы С. Рубашкин и В. Рыклин на Московской киностудии научно-популярных фильмов сняли 15 минутный экспериментальный панорамный фильм. В феврале 1957 года это фильм был впервые показан за 20 метровом панорамном экране, установленном в экспериментальном зале Научно-исследовательского кинофотоинститута.

Специально для отечественной панорамной системы была разработана и выпускалась заводом «Москинап» панорамная кинокамера «СКП-1». Камера давала возможность использовать объективы с различным фокусным расстоянием: 27, 35, 50, 75 и 100мм, в то время как в системах «Синерама» и «Синемирикал» были установлены объективы с фокусным расстоянием 27 мм, и использование сменной оптики было практически не возможно.

Киносъемочная панорамная кинокамера СКП-1
Киносъемочная панорамная кинокамера СКП-1

Внутри корпуса кинокамеры  «СКП-1» имеющего высоту 520 мм,  ширину по фронту 140 мм и длину 255 мм, установлены съемочные объективы, оптические оси которых  расположены на высоте 325 мм от основания корпуса.  Оптические оси боковых объективов развернуты относительно оси центрального объектива по горизонту на 48° и охватывают поле в пределах 146′.

Объективы защищал от верхнего света специальный козырек. Съемка ведется тремя объективами через окно,  на формат кадра 25,4х28,3 мм.

Управление диафрагмой и фокусировкой всех трех объективов осуществляется при помощи двух рукояток, расположенных под козырьком над съемочным окном. Одна из них, стоящая рычагом вниз, предназначена для одновременного управления диафрагмами трех объективов. Шкала диафрагм предусматривает следующие относительные отверстия: 1:4,5, 1:5,6, 1:8, 1:11, 1:16. Вторая рукоятка, стоящая рычагом вверх, предназначена для синхронной фокусировки всех объективов но дистанционной шкале от 1,5 м до ∞.

Комплект кассет емкостью по 300 м пленки каждая состоит из трех штук. Каждая их них устанавливаются на корпус в направлениях оптических осей объективов. Это придает камере «веерообразную» форму. 

Панорамная кинокамера СКП-1. Слева на снимке один из создателей советской киносъемочной техники Василий Иванович Омелин
Панорамная кинокамера СКП-1. Слева на снимке один из создателей советской кинотехники Василий Иванович ОМЕЛИН.

В 1959 году завода «Москинап» начал выпуск, разработанной Наумом Давыдовичем Бернштейном, панорамной киносъемочной камеры «ПСО-1960». Лентопротяжный механизм камеры был рассчитан на работу с различным форматом кинопленки: специальной шириной 105 мм с шестью рядами перфорации или с тремя 35-мм.

105 мм негатив после проявки мог быть разрезана на три обычных 35-мм для традиционного процесса дальнейшей работы. Или, что было несомненным достоинством, давал возможность одновременной проявки и контактной печати всех трёх частей кадра, обеспечивавших идентичные плотность и цветопередачу. Специально для такого формата пленки были разработаны специальные проявочная машина и кинокопировальный аппарат «23ЛТК—1». Не разрезанная пленка  упрощался монтаж всего фильма.

Еще одним достоинством «ПСО-1960» было расположению в одной плоскости всех трёх кадровых окон. А оптические оси объективов были параллельны, так как необходимые углы в пространстве предметов обеспечивались призменными насадками, объединёнными с объективами в неразборный оптический блок.

Были рассчитаны и изготовлены сменные оптические блоки с фокусными расстояниями 27, 35, 50, 75 и 100 мм. В каждом из них призмами нужной формы устанавливались соответствующие углы между их оптическими осями. Сменные оптические блоки давали уникальную возможность снимать панорамные фильмы  с  разной крупностью плана.

В кинокамере «ПСО-1960» был установлен дисковый обтюратор с переменным углом раскрытия, который располагался за объективами и устанавливался для обеспечения одновременного экспонирования всех трех кадров с таким расчётом, чтобы кромка его лопасти была параллельна линии кадровых окон.

Кинокамерой «ПСО-1960» был снят первый в мире игровой панорамный фильм  «Опасные повороты» (1961).

НИКФИ провел разработку специальных проекционных аппаратов для «Кинопанорамы». Их производство было освоено на киевском заводе «Кинодеталь».  В 1957 году завод изготовил проекционные аппараты КПП-1 со световым потоком до 12 ООО лм, а через год начала выпускать усовершенствованные кинопроекторы КПП-2 со световым потоком 15 000 лм. 

Заводе «Кинодеталь» освоил и выпуск фильмфонографов для воспроизведения девятиканальных фонограмм «Кинопанорамы» с отдельной 35-мм магнитной ленты. К стати, один такой фильмфонограф до сих пор работате в кинтеатре «Круговая кинопанорама» на ВДНХ

Советская кинопанорама

Весной 1957 года на Московской киностудии научно-популярных фильмов началась работа по съемкам первого отечественного полнометражного панорамного фильма. Съемочную группу возглавил маститый советский кинодокументалист Роман Лазаревич Кармен. Первенец советской кинопанорамы, получивший громкое название созвучное с всенародно любимой песней — «Широка страна моя…», на 95 минут отправлял зрителей в путешествие по нашей необъятной Родине.

Во время съемки панорамной кинокамерой «СКП-1» на улице Горького в Москве (1959)
Во время съемки панорамной кинокамерой «СКП-1» на улице Горького в Москве (1959)

Для демонстрации панорамных фильмов с нашей стране начали проектироваться и строиться панорамные кинотеатры.
Первым из них стал киевский кинотеатр «Кинопанорама», для которого в короткий срок реконструировали здание клуба в центре Киева.

Фрагменты из панорамного фильма «Широка страна моя…» (1957)

В конце января 1958 года здесь началась демонстрация первого советского цветного панорамного фильма с 9-канальным стереофоническим звуком «Широка страна моя…».

Демонстрация фильма «Широка страна моя…» в киевской «Кинопанораме» (1958)
Демонстрация фильма «Широка страна моя…» в киевской «Кинопанораме» (1958)

28 февраля 1958 года в Москве открылся самый крупный советский панорамный кинотеатр «Мир». Здесь и состоялась официальная премьера первого советского цветного панорамного фильма с 9-канальным стереофоническим звуком «Широка страна моя…»

кинопанорама, кинотеатр
Общий вид зрительного зала зала панорамного кинотеатра «Мир» (1958)

Первый советский панорамный фильм «Широка страна моя…» демонстрировался и в капиталистических странах. (см. 

Советские панорамные фильмы за рубежом)

9 октября 1961 года, в московском кинотеатре «Мир» прошла премьера первого в мире игрового панорамного фильма «Опасные повороты», снятого по советской системе 3-х пленочной кинопанорамы с 9-канальным стереофоническим звуком.

13 июля 1964 года панорамный фильм «Опасные повороты» увидели жители эстонской столицы. Премьера фильма прошла в Панорамном кинотеатр «Космос», открывшимся в Таллинне 11 марта 1964 года и, как выяснилось позже, ставшего одним из последних в череде панорамных кинотеатров СССР.

1 марта 1963 года  на экранах советских панорамных кинотеатров начал демонстрировать третий и последний игровой полнометражный панорамный фильм «Течет Волга».
Последний кинотеатр, последний фильм, последний сеанс. 6 января 1966 года в московском панорамном кинотеатре «Мир» на крупнейшем в Европе экране в последний раз показали панорамную кинокартину «Течет Волга» и полностью перешли на демонстрацию фильмов по широкоформатной системе с 70-мм кинопленки.
Так в середине 60-х годов прошлого века производство 3-х пленочных панорамных фильмов полностью прекратилось. Панорамные кинотеатры были переоборудованы под современные системы кинопроекции. Заняли свое место в фильмохранилище коробки с панорамными фильмами, которые уже нигде нельзя посмотреть.
Сегодня только цифровые способы восстановления позволяют вновь увидеть 3-пленочные панорамные фильмы.

О  ЦИФРОВОМ  ВОССТАНОВЛЕНИИ  ПАНОРАМНОГО  ФИЛЬМА  «ОПАСНЫЕ ПОВОРОТЫ»

Фрагмент из панорамного фильма «Опасные повороты» (1961)

Комбинированные съемки в фильме Опасные повороты».

__________________________

Советская кинопанорама

Фрагмент из панорамного фильма «Опасные повороты» (1961)

ПАНОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА

ПАНОРАМНЫЙ КИНОТЕАТР «МИР» В МОСКВЕ

ЗВУК

МАГНИТНЫЕ  ФОНОГРАММЫ

КИНОТЕАТРЫ

СОВЕТСКИЕ ПАНОРАМНЫЕ ФИЛЬМЫ

ФИЛЬМОГРАФИЯ  СИНЕРАМЫ (CINERAMA)

ФИЛЬМОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино