КИНЕМАКОЛОР — ПИОНЕР ЦВЕТНОГО КИНО

kinemacolor-LogoВ 1906 году Джордж Альберт Смит (George Albert Smith) запатентовал двухцветный аддитивный метод цветного кинематографа, который был принят в коммерческую эксплуатацию под именем «Kinemacolor» (Кинемаколор).
Впоследствии Джордж А.Смит рассказывал, что в течение четырех лет он работал со съемочной камерой «Биоскоп» Чарльза Урбана (Charles Urban) при скорости 32 кадра в секунду и созданная им система является первым экспериментом в области цветной кинематографии и первой серьезной демонстрацией работы, сделанной в этом направлении.
6 декабря 1907 года «Британский фотографический журнал» (British Journal of Photography) опубликовал следующее сообщение:
«Мы имели случай видеть результаты, полученные мистером Смитом в цветной кинематографии, и хотя здесь еще много чего можно пожелать, все же надо признать достигнутое очень удачным. Мы сравнивали цвета проецируемых картин с действительными цветами и считаем, что передача цвета очень точная, особенно передача красных тонов. При съемке и проецировании употреблялись только два фильтра — оранжево-красный и сине-зеленый, обычно же употребляемый третий фильтр, сине-фиолетовый, здесь опущен. Конечно, цвета не вполне чистые — имеют легкий желтоватый оттенок, но при проецировании на экран вместе с яркими цветами этот дефект почти незаметен. Достигнутый успех столь значителен, что мы готовы ручаться, что процесс очень скоро станет коммерчески эксплуатироваться».
По системе «Кинемаколор» съемка производилась на черно-белую пленку через вращающиеся перед объективом на специальной турели перемежающиеся красный и зеленый светофильтры с частотой 32 кадра в секунду. Таким образом получалось 16 пар цветоделенных черно-белых изображений.

Проекция велась с удвоенной скоростью, так же через красный и зеленый светофильтры.
Применение двух цветов частично уменьшало ВРЕМЕННОЙ ПАРАЛЛАКС и ЦВЕТНУЮ КАЙМУ, хотя и ограничивало количество передаваемых цветов и приводило к искаженной цветопередаче некоторых их них. Но сам изобретатель 9 декабря 1908 года на лекции в Королевском обществе искусств заявил, что два цвета могут дать тот же эффект, что и три. В подтверждение этого были продемонстрированы двухцветные съемки лодочных гонок и сцены уборки урожая.

Двухцветный позитив «Кинемаколор» и цветное изображение с него при проекции на экран
© Николай Майоров, 2008. Двухцветный позитив «Кинемаколор» и цветное изображение с него при проекции на экран

 

Двухцветный позитив «Кинемаколор» и цветное изображение
© Николай Майоров, 2008.  Двухцветный позитив «Кинемаколор» и цветное изображение (Деталь)

На увеличенных фрагментах цветоделенных кадров хорошо виды отличия одного и того же изображения, снятого через красный и зеленый фильтр. Красный камзол воспроизводится почти белым на «красном» кадре и серым на «зеленом» кадре. Черные камзолы на обоих цветоделенных кадра воспроизводятся почти одинаковым темно-серым цветом. При проекции на экран таких кадров через соответствующие светофильтры разница в плотности одноименных частей кадра выступает фильтром к количеству пропускаемых на экран лучей зеленого и красного света, которые и образуют на экране результате аддитивного синтеза цветное изображение. Одинаковая плотность черных камзолов на обоих кадрах задерживает красные и зеленые лучи в одинаковых количествах, которые, смешавшись, создают на экране цвет близкий к черному. А почти прозрачное изображение красного камзола на «красном» позитиве свободно пропускает свет красного светофильтра на экран, в то время как через зеленый фильтр проецируется через серое изображение этого камзола, то есть срезается значительная часть зеленого цвета. В такой пропорций проекция красного и зеленого света воспроизводится на экране как почти чистый красный цвет.

 

Программа первой демонстрации «Kinemacolor» 26 февраля 1909 года.
Программа первой демонстрации «Kinemacolor» 26 февраля 1909 года.

26 февраля 1909 года началась коммерческая эксплуатация системы «Кинемаколор» в лондонском «Palace Theatre of Varieties».
ПРОГРАММА ПЕРВОГО КИНОСЕАНСА СОСТОЯЛА ИЗ 21 ЦВЕТНОГО ФИЛЬМА:
«Включение в программу театра «Варьете» смит-урбановской цветной кинематографии обозначает новую эру в применении фотографии. Просмотры в помещении Компании Урбана и недавно в Королевском обществе искусств показали значительный успех примененного метода, и похвалы специалистов были повторены с еще большим энтузиазмом прессой и широкой публикой, смотревшей фильмы в прекрасном театре в Кембридж-Циркус. На этих демонстрациях широкая публика ознакомилась с последним триумфом кинематографии».
Через два года, 17 апреля 1911 года «Британский фотографический журнал» напишет: «Программа сеансов «Кинемаколор» очень обширна. Она началась в последний понедельник с закрытого просмотра, на котором присутствовали Альберт Смит и др. Эта про¬грамма включала деревенские и сельскохозяйственные сцены, текущие события, студийные съемки, игровые киносцены и съемки растущих цветов. Сеанс закончился эффектной сценой, взятой из одной немецкой пьесы, исполнявшейся 8 или 9 лет тому назад в «Аполло-Театре» в Берлине. Инициаторов из «Кинемаколора» можно поздравить с организацией интересных сеансов, соединяющих образование и развлечение. Эти сеансы — единственные в своем роде и уже способны занять свое особое место в ряду театров Лондона».
Несмотря на все недостатки, успех первой системы цветного кинематографа был бесспорным, о чем свидетельствует тот факт, что система была запатентована десятком стран на всех континентах и успешно эксплуатировалась почти десять лет.
Первый патент на «Кинемаколор» вне Великобритании был получен в США в июне 1907 года. Первая публичная демонстрация в США состоялась 11 декабря 1909 года в Мэдисон Сквер Гарден (Madison Square Gardens) в Нью-Йорке (New York).
Второй патент был получен во Франции 22 августа 1907 года. А 8 июля 1908 года на специальной выставкой в Париже для членов Института гражданских инженеров прошла его первая демонстрация.
Первая демонстрация программы фильмов «Кинемаколор» для немецких зрителей прошла в Берлинском Саду (Berlinischen Garten) июне 1909 года.
В России с августа 1910 года проходили регулярные демонстрации цветных фильмов по системе «Кинемаколор». 16 августа 1910 года в журнале «Сине — фоно» было опубликовано следующее сообщение:
«Санкт-Петербург. В одном из вновь выстроенных зданий «Скетингринка» демонстрировались фильмы, «изготовленные в натуральных цветах по способу Урбана. Фильмы произвели на зрителей очень выгодное впечатление».
В связи с началом эксплуатации системы, в России начиная с 27 октября 1910 года в Санкт-Петербурге начал издаваться Еженедельный журнал синематографии и общественной жизни «Кинемаколор» под редакцией В. А. Забелина.
Российские зрители и пресса с восторгом отзывались о новой системе цветного кинематографа. В подтверждение этому приведем фрагмент статьи из журнала «Кинема» за 1915 год:

Анонс первой в России демонстрации программы цветных фильмов по системе «Кинемаколор» в первом номере одноименного журнала (1910).
Анонс первой в России демонстрации программы цветных фильмов по системе
«Кинемаколор» в первом номере одноименного журнала (1910).

«Вопрос о цветной кинематографии можно считать решенным.
В театре Акц. Общества А. Ханжонковъ и КО» демонстрируется теперь серия снимков, сделанных в натуральных цветах. Это не раскраска более или менее совершенная, которую мы видели и раньше, а нечто совсем необыкновенное.
Кинематограф сделал громадный шаг вперед; это не черная природа, а живая, переливающаяся всеми оттенками, залитая подлинным ослепительным солнцем.
На экране появляется рекламная надпись, обещающая картины, снятые в красках, и в зрительном зале слышится недовольный ропот.
Ничего нет хуже этих кинематографических раскрашенных картин, в которых небо и вода бывают обозначены одинаковой голубой анилиновой полоской, и фигуры покрыты бесформенными цветными пятнами. Уж лучше пускай обычные черные снимки.
Красные мундиры. Смотр английских войск. Настоящая цветная движущаяся фотография.
У нее нет ровно ничего общего с картинами, раскрашенными от руки.
На экране, в левом нижнем углу, виден раскрытый ярко-изумрудный зонтик. Окутанная лиловатой дымкой опушка далекого леса.
И между этими двумя пятнами движется красочная феерия: кирасиры в пернатых касках, шотландцы въ кирпично-красных куртках, зеленовато-серые хоботы орудий.
И это переливается всеми цветами радуги. Мы уже не перед экраном, а за окном; мимо нас проходит пестрая и ослепительная жизнь.
Настоящая вакханалия красок начинается с появлением индусских раджей, восседающих, как идолы, в парчовых палатках на спинах огромных, разукрашенных золотом и драгоценными камнями, слонов.
Но еще лучше сухопутных выходят в цветной кинематографии морские виды. Маневры английского флота: море играет и светится, и переливается тысячью оттенков. Промчалась торпедная лодка с красно-белым флагом, выпустила мину, и она летит, ныряя в волнах, и огонь трепещет в какой-то выемке на ее спине.
Мостик флагманского судна; покрытое золотым шитьем мундиры. Это отдельные, не связанные никаким единством, никакой кинематографической интригой, моменты, и все-таки внимание зрителей не ослабевает ни на минуту.
Все эти цвета, меняющиеся и переходящее один в другой, точно в калейдоскопе, очаровывают гораздо сильнее, чем самая запутанная самая раздражительная кинематографическая драма»

Первая демонстрация цветных фильмов по системе «Кинемаколор» в Канаде прошла 24 февраля 1913 года в Кинемаколор Театр Ванкувера (Vancouver’s Kinemacolor Theatre).
11 июня 1913 года в Ватикане состоялся просмотр программы фильмов «Кинемаколор» папой Римским Пием X (Pius X).
В августе 1913 года Император Японии Иосихито просмотрел трехчасовую программу «Кинемаколор» и с 1 октября 1913 года началась коммерческая демонстрация этой программы в «Кирин-Кан» в Асакусе в Токио (Kirin-kan in Asakusa, Tokyo). С 1913 по 1917 годы японские кинематографисты сняли несколько десятков цветных фильмов. Последний японский фильм «Saiyûki Zokuhen» по системе «Кинемаколор» был выпущен в японский прокат в июле 1917 года.
Цветные фильмы и программы по системе «Кинемаколор» в 10-е годы двадцатого века с успехом демонстрировались так же в Бельгии, Бразилии, Голландии, Италии Люксембурге и Швейцарии.
Компанией «Natural Colour Kinematograph Co.» Чарльза Урбана было снято несколько сотен цветных фильмов как игровых, так и документальных о чем свидетельствует «Каталог фильмов Кинемаколор. Живые сцены в их натуральных цветах. 1912-1913» («The catalogue of Kinemacolor film subjects. Animated scenes in their actual colors. 1912-1913).
Выделим некоторые их них:
В ноябре 1910 года на экран был выпущен первый в мире цветной игровой короткометражный фильм «BY ORDER OF NAPOLEON» (По приказу Наполеона).

В ноябре 1910 года был выпущен первый в мире цветной научно-популярный фильм «THE BIRTH OF A FLOWER» (Рождение цветка) пионера научного кинематографа Ф. Перси Смита (F. Percy Smith, 1880-24.03.1945), который был снят методом цейтраферной съемки и демонстрировал зрителям фантастическую цветную картину рождения цветка. Этот фильм и два других фильма Перси Смита «The Strength and Agility of Insects» (Сила и проворство насекомых) и «From Bud To Blossom» (От зародыша до цветка), снятые в 1910 году стали первыми в мире научно-популярными цветными фильмами.
Надо заметить, что при цейтраферной съемке растений временной параллакс практически равен нулю и цветная кайма не образуется. А так как для съемки выбирались растения красного, желтого, зеленого и близких к ним оттенков, то не возникало искажений при передаче цветов, что создавала полную иллюзию натурального цвета.
«Royal Funerals» (Королевские похороны) (1910) – репортаж о похоронах английского короля Эдварда VII (Edward VII) 20 мая 1910 года стал первым выпуском кинохроники в цвете.
С большим успехом в октябре 1912 года в Скала Театре (Scala Theatre) в Лондоне демонстрировался двухчасовой цветной документальный фильм «The Making Of The Panama Canal» (Строительство панамского канала).

В 1913 году в течение нескольких месяцев на экран выходили номера первого цветного киножурнала (cinemagazine) «Fashion Gazette» (Бюллетень моды).
Издаваемый Чарльзом Урбаном журнал «Биоскоп» (Bioscope) в декабре 1913 года анонсировал демонстрацию в Париже новых цветных фильмов «Natural Color Kinematograph Company»:
Экранизвции — Мориса Маетерлинка (Maurice Maeterlinck) «Mary Magdalene» (Мэри Магдалин), Франциска Ходгсон Бернетта (Frances Hodgson Burnett) «Little Lord Fauntleroy» (Маленький лорд Фонтлерой), Баронессы Элен Джинголд (Helen Gingold) «Abelard and Heloise» (Абелард и Элоиза) и Лоренса Кауэна (Laurence Cowen) «The World, the Flesh and the Devil» (Мир, Плоть и Дьявол); научно-популярные фильмы — «Round the World in Two Hours» (Вокруг мира за два часа) и «Armies and Navies of the World» (Армии и флоты мира).
9 апреля 1914 года в Лондоне в Скала Театре (Scala Theatre) состоялась премьера первого в мире цветного полнометражного игрового фильма «THE WORLD, THE FLESH, AND THE DEVIL» (Мир, плоть, и дьявол)*.

Зрительный зал и фасад Скала Театра (Scala Theatre) в Лондоне
Зрительный зал и фасад Скала Театра (Scala Theatre) в Лондоне

«Кинемаколор» был первой коммерчески успешной системой цветного кино. Многие фильмы, снятые в этой системе, до сих пор представляют не только интерес с точки зрения развития кинотехники, но и как уникальный материал в цвете многих исторических событий начала прошлого века. К сожалению, многие фильмы утеряны, но некоторые из них в виде фрагментов или целиком хранятся в следующих киноархивах мира: Бельгия — Cinematheque Royale de Bet-gique, Brussels, Belgium; Великобритания — Imperial War Museum Film & Video Archive, London, UK National Film and Television/ Archive (part of the British Film institute), London, UK; Германия — Stiftung Deutsche Kinemathek, Berlin, Germany; Италия — Cineteca del Comune di Bologna, Bologna, Italy; Нидерланды — Nederlands Filmmuseum, Am-sterdam, Netherlands; Россия — Российский государственный архив кинофотодокументов, Россия, г. Красногорск; США — George Eastman House, Roches-ter, USA / Library of Congress, Washing¬ton, D.C., USA / National Archives and Records Administration, Washington, D.C., USA / The American Film Institute, Los Angeles, USA; Франция — Les Archives du Film du Centre National de la Cinematographic, Bois d’Arcy, France.

Кадры из фильма «The Durbar At Delhi» (Торжественный прием в Дели) (1912)

КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА «The Durbar At Delhi» (Торжественный прием в Дели) (1912)

«THE DURBAR AT DELHI» (Торжественный прием в Дели) (1911) 

ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФ. ДВУХЦВЕТНЫЕ АДДИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2016. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.