«Звук на диске» (Sound-On-Disk)

Использование граммофона для музыкального сопровождения фильмов, так же как и таперов нельзя рассматривать как систему звукового кинематографа. Тогда первый российский художественный фильм «Понизовая вольница» (Стенька Разин),

грамофонная-пластинка

поставленный А. Дранковым в 1908 году, можно считать и первым российским звуковым фильмом. (Фильм распространялся по российским кинотеатрам в комплекте с граммофонными пластинками, на которых была запись музыкального сопровождения к фильму, которое специально написал композитор М. М. Ипполитов-Иванов). Но эти способы псевдо-звукового кино появились намного позже первых успешных опытов с синхронным звуком по системе «Звук на диске».
Французский историк кинематографа Жорж Садуль в «Всеобщей истории кино» пишет: «…6 ноября 1889 года, когда Эдисон, вернувшись из Европы, впервые посетил комнату №5, он увидел там на экране величиной с четверть бумажного листа изображение Диксона в сюртуке, который поклонился ему, сняв шляпу, и прогнусавил: Здравствуйте, господин Эдисон. Я счастлив вас видеть. Надеюсь, что вы довольны кинетофонографом». (Good morning Mr. Edison, glad to see you back. I hope you are satisfied with the Kineto-phonograph).
Таким образом, первый звуковой  фильм был снят и продемонстрирован за шесть лет до официального рождения кинематографа.
В последующие годы многие кинофирмы  Европы и США вели разработки звуковых систем кинематографа «Звук на диске», некоторые, из которых были доведены до коммерческого использования.
Мы не будем говорить о качестве воспроизведения звука. Понятно, что при отсутствии микрофонов и усилителей, звуковые фильмы начала ХХ века были далеки от совершенства. Но появление в 1925 году электрической записи звука дало возможность получать относительно высококачественную фонограмму, и что не менее важно, обеспечить необходимую громкость воспроизведения при демонстрации фильма. Технический прогресс в области звукозаписи и воспроизведения дал возможность создать к 1926 году звуковую систему «Vitaphone sound-on-disc», с первой демонстрации которой и закончилась эра немого кино. «Великий немой» запел, заговорил, зашумел. На экраны были выпущены десятки фильмов, единственным достоинством которых была синхронная болтовня. И связано это было не столько с желанием насладиться звуком, сколько с техническими ограничениями самой системы звукозаписи «Звук на диске». Главным из них была невозможность монтажа фонограммы на диске и съемка больших синхронных сцен велась одним планом. Все это с приходом звука, на первом этапе его внедрения, обедняло изобразительный ряд фильма и лишало режиссер возможности применять богатый опыт монтажа из немого кино. Это относится к художественным недостаткам, созданным системой «Звук на диске», с которыми постепенно научились бороться.
Но система имела и несколько существенных технических недостатков, заложенных в ней ей же самой, преодолеть которые было не возможно вплоть до 90-х годов ХХ века. Вот два главных из них:
1. Сложная механическая система синхронизации работы проигрывателя и кинопроектора.
2. Рассинхронизация изображения и звука и практически не возможное ее восстановление в случае обрыва пленки, порчи звуковой бороздки на диске или перескакивании звуковой иглы во время демонстрации.
Эти и другие недостатки, а так же успешное развитие альтернативной и более функциональной системы звукозаписи «Звук на пленке» (sound-on-film) привели к прекращению массового использования системы «Звук на диске». Начиная с 1931 года производство звуковых фильмов осуществлялось исключительно по системе «Звук на пленке».
В 90-е годы ХХ века система «Звук на диске» возродилась на новом, высочайшем уровне. Демонстрация фильмов с шестиканальным цифровым звуком по системе DTS использует CD ROM-диски, синхронизированные с тайм-кодом на пленке, что обеспечивает полную синхронность изображения и звука не зависимо от обрыва пленки.
Таким образом, система звукового кинематографа «Звук на диске», родившаяся в конце века девятнадцатого и положившая начало эры звукового кино на примитивном уровне, возродилась в конце века двадцатого, расширив звуковой мир кинематографа.

Kinetophonograph (Кинетофонограф)

Kinetophone (Кинетофон)

Chronophone (Хронофон)

Biophon (Биофон)

Cameraphone (Камерафон)

Cinephone (Синефон)

Vitaphone (Витафон)

Vivaphone (Вивафон), Electrograph (Электрограф), Phoneidograph (Фонидограф), Picturephone (Пикчарефон), Phonoscope (Фоноскоп) – системы звукового кино аналогичные системам «Cameraphone» и «Chronophone» эксплуатировались в различных странах в 10-е годы ХХ века.

 

_____________________________________________________________________

ПЕРВЫЙ ЗВУКОВОЙ ФИЛЬМ В СТРАНЕ

ЗВУКОВОЙ КИНЕМАТОГРАФ

ФИЛЬМОГРАФИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ по алфавиту

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.