ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. Московская кинонеделя «Панорамный фильм «Опасные повороты» (01.10.1961)

Московская кинонеделя. Панорамный фильм «Опасные повороты» (01.10.1961)Анонсируя премьеру фильма, газета «Московская кинонеделя» 1 октября 1961 года опубликовала рассказ режиссера-постановщика фильма Юлия Куна о фильме и панорамном кинематографе:
«ПАНОРАМНЫЙ ФИЛЬМ «ОПАСНЫЕ ПОВОРОТЫ»
Уже давно о кинематографе назрела эстетическая необходимость расширения рамок привычного экрана. И действительно, почему в кино, родившемся много лет назад, в искусстве, так тесно связанном с общим техническим прогрессом, размеры и пропорции эк¬рана должны оставаться неизменными со времени его изобретении? Что было хорошо в начале этого века, уже не удовлетворяет зрителей нашего времени.
Искусство кино за свою короткую, но бурную историю развития неоднократно обогащалось техническими усовершенствованиями. Из немого кино стало звуковым, потом цветным. Сейчас и кинематограф пришел большой экран и стереофонический объемный звук. В течение пяти последних лет советская кинематография обогатилась новыми системами — широкоэкранной, широкоформатной и кинопанорамной. Они не только существуют, но и процветают. В Советском Союзе еще несколько лет тому назад было только 3 широкоэкранных кинотеатра, а теперь их больше 740. Сейчас уже построено 14 панорамных кинотеатров, и количество их увеличивается с каждым годом.
Съемка широкоэкранным спосо¬бом производится на обычной 35-миллиметровой пленке, а затем, при помощи специальных линз изображение расширяется вдвое. В широкоформатном способе снят прекрасный фильм «Повесть пламенных лет». Съемка его производилась на специальной 70 миллиметровой широкой пленке.
В кинопанораме съемка производится одновременно на трех 35 миллиметровых пленках, и изображение, как это сделано о московском кинотеатре «Мир», проецируется на большой 33 метровый экран тремя кинопроекторами.
Какая же из трех систем лучше? Думается, что все три системы взаимно не исключают друг друга. Я лично верю о то, что кино будущего — это огромный экран с прекрасным реалистическим цветным изображением и идеальным звуком.
С первых дней существования кинопанорамы киноспециалисты и критики считали ее аттракционом, непригодным для художественных и игровых фильмов. Поэтому в кинопанораме у нас и за рубежом до недавнего времени снимались толь-ко хроникальные и видовые картины.
Видя в кинопанораме один из путей развития будущего кинематографа, мы на маленькой киностудии в Таллине решили сделать первый в мире художественный панорамный фильм. Естественно, что преодолеть сами все трудности мы бы не смогли. Нам очень помогли в нашей работе Московский науч¬но-исследовательский кинофотоинститут. Центральная студня документальных фильмов и ряд других организаций.
Фильм «Опасные повороты» сделан по мотивам нашего же фильма «Озорные повороты», который прошел на экранах страны год назад. Для съемки панорамного фильма был значительно переделан сценарий с учетом специфики кинопанорамы. В этой работе приняли участие сценаристы Н. Эрдман и М. Вольпин.
Актерский ансамбль фильма «Опасные попороты» очень разнообразен — участвуют профессиональные актеры, актеры самодеятельности и просто мастера мото¬спорта.
В роли близнецов Марики и Эллен снималась молодая эстонская актриса Терье Луйк. Это ее вторая роль. За исполнение первой своей роли и нашем прежнем фильме она получила премию на прибалтийском фестивале в 1960 году. Терье Луйк недавно окончила среднюю школу, ей 19 лет. Снимаясь в прошлом фильме, она одновременно сдавала экзамены на аттестат зрелости и. несмотря на двойную нагрузку, закончила школу хорошо. Пеэтер Шмаков, исполняющий роль мотогонщика Пеэтера, работает электротехником в «Эстонэнерго» и вечерами посещает актерскую учебную студию при «Таллинфильме».
Рейн Арен, исполняющий роль Рауля, один из ведущих актеров Таллинского драматического театра имени Кингисеппа.
Кинопанорама обладает так называемым эффектом присутствия, когда у зрителя создается впечатление, что он сам участник происходящего. Особенно ярко это ощущается во время съемок с движения. Поэтому сцены мотогонок, в которых мы запечатлели настоящие международные соревнования, нашим операторам Э. Штырцкоберу, П. Русанову и В. Воронцову пришлось снимать с мчащихся мотоциклов. Это было нелегко, если учесть большой вес панорамных съемочных камер.
В кинопанораме из-за того, что актера хорошо видно даже на даль, нем плане, невозможно было работать с дублерами, и поэтому самим артистам пришлось овладевать сложным искусством мотогонщиков. Актрисы Терье Луйк н Эва Киви во время съемок ежедневно тренировались и теперь даже собираются выступать в соревнованиях по мотоспорту.
Очень существенным и важным компонентом кинопанорамы является объемный стереофонический звук. Научный сотрудник НИКФИ А. Матвеенко, который осуществлял звукозапись фильма вместе с Х. Ляянеметс, производил запись девятиканального стереофонического звука на специальных перенос¬ных установках, изготовленных кинофотоинститутом».

________________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.