ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. Комсомольская правда «Рождение нового в кинематографии» (02.03.1947)

Комсомольская правда "Рождение нового в кинематографии" (02.03.1947)

Комсомольская правда «Рождение нового в кинематографии» (02.03.1947)

РОЖДЕНИЕ НОВОГО В КИНЕМАТОГРАФИИ
Первый стереоскопический кинотеатр открыт. С утра перед кассой выстраиваются очереди. Тысячи москвичей жаждут познакомиться с новым искусством.
Теперь, когда началась нормальная эксплоатация стереоскопического кинотеатра, следует разобраться в том, что же нового внесло в жизнь кинематографа изобретение советского инженера и художника С. П. Иванова, как использованы его достижения в первом стереоскопическом полнометражном фильме «Робинзон Крузо» и каковы перспективы развития об’емного кинематографа.
Перед войной полмиллиона москвичей были первыми в мире зрителями в стереоскопическом кинотеатре «Москва». На металлическом экране, сотканном из десятков тысяч тончайших проволочек, они увидели совершенно необычайное зрелище: артист, сидевший на стуле лицом к зрителям, курил, пуская кольца, и сидевшие в зале внезапно начинали отмахивать руками налетавшие на них круги табачного дыма; жонглер бросал в зал булавы, диски, и зрители вскрикивали — им казалось, что предметы летят им в лицо. Когда на экране появились птички, то создалось впечатление, что они покинули экран, выпорхнули в зал и летали перед креслами.
Все эти аттракционы убедили, что в кинематографии наступила новая эпоха — эпоха об’емного, рельефного, короче говоря, стереоскопического воспроизведения действительности.
Война па некоторое время прервала работу изобретателя и группы творческих работников над усовершенствованием экрана и созданием новых стереоскопических фильмов. Но даже во время войны, находясь в осажденном Ленинграде, изобретатель продолжал неустанно работать. Советское правительство вынесло специальное решение о всемерном развитии стереоскопического кино. Была создана студия «Стереокино», началась работа над новым оптическим светосильным растровым стереоэкраном. Одновременно велись с’емки короткометражных фильмов «Парад молодости»,  «По следам врага». Во время войны было приступлено к постановке двух серий художественного полнометражного фильма «Робинзон Крузо».
Из-за неумелой и порочной организации дела в самой студии «Стереокино», из-за невнимательного и даже недоброжелательного отношения ряда работников Министерства кинематографии к стереоскопическому кино все работы над созданием экрана и фильмов велись очень медленно. Достаточно сказать, что подготовка к с’емкам фильма «Робинзон Крузо» началась еще в 1944 году, а на экране он появился только сейчас, в 1947 году. Первую стереоскопическую кинокомедию «Машина 22-12» было решено снимать прежде всего как обычную «плоскую» картину, а затем уже как стереоскопическую.
Новое искусство должно было пробивать дорогу сквозь невероятно большие преграды. Все это не могло не отразиться на результатах— выпуск большого фильма, а следовательно, и открытие стерео кинотеатра откладывались из месяца в месяц. Создателям стереоэкрана пришлось работать па кустарном оборудовании, пользоваться примитивными средствами.
Наконец, экран был готов и установлен в стереокинотеатре. Испытания его показали, что в области развития стереотехники кино в нашей стране достигнуты значительные успехи. По оценке крупнейших специалистов-оптиков, таких, как академик С. И. Вавилов, советская безочковая система стереоскопического кино, пользующаяся сейчас оптическим светосильным экраном, сделала большой шаг вперед и создала прочную базу для демонстрации стереоскопических фильмов.
Итак, люди науки и техники распахнули дверь в еще неведомое искусство. Как же использованы технические возможности стереокино творческими работниками?
На экране демонстрируется первый полнометражный стереоскопический фильм «Робинзон Крузо» (постановка А. Андриевского, главный оператор Д. Суренский, художник Г. Турылев, композитор Л. Шварц; в главных ролях артисты: П. Кадочников. А. Смиранин, Е. Саникидзе. В. Павленко.) Нечего говорить о том, что бессмертная книга Даниэля Дефо предоставляет замечательные возможности для создания увлекательного кинопроизведения. Но скажем прямо, что ни постановщик фильма, ни сценаристы (Ф. Кнорре, А. Андриевский и С. Ермолинский) не сумели перенести на экран обаятельные образы, всем нам знакомые с детства. Фильм получился художественно слабый, неоправданно растянутый на две серии. Скучая, зрители наблюдают, как медленно, тягуче развертывается сюжет. Горькое чувство оставляют неумело поставленные павильонные сцены в доме родителей Робинзона, сцена в каюте корабля перед отплытием, болезнь Робинзона и многие другие.
Может быть, художественные недостатки фильма об’ясняются тем, что режиссер односторонне увлекся стереоскопическими с’емками и все подчинил стереоскопическим эффектам? Нет, и этого зритель не находит в картине.
Наряду с кадрами, мало чем отличающимися от обычных кадров «плоскостного» кино, в фильме есть превосходно снятые оператором Д. Суренским эпизоды: движение плота Робинзона по реке, сцены урагана п гибели корабля, лазание по веревке, ночевки Робинзона на дерево, порхающие птицы, крадущаяся по суку в зрительный зал рысь. Эти кадры с восторгом принимаются зрителями. именно они создают большое впечатление об’емности предметов, воспроизводят пространство и перспективу. Когда Робинзон бродит по джунглям, мы как бы ощущаем бамбуковые деревья, лианы, камни; когда появляются обезьяны, сова, гриф, — кажется, что они переселяются с экрана в зал.
Во второй серии «Робинзона Крузо» есть яркие кадры: пир людоедов, побег Пятницы, танец Пятницы перед Робинзоном и многие другие. Значит, можно было сделать весь фильм подлинно стереоскопическим, значит, можно было заставить зрителя в каждом кадре чувствовать об’емность вещей. И то, что фильм не получился стереоскопическим, — вина режиссера, не сумевшего творчески использовать предо¬ставленную ему новую технику стереокино, строго подойти к отбору кадров, беспощадно отсеивая все негодное, неудачное.
Постановщик фильма не смог подняться до уровня новой техники, не освоил ее и неудачей своего произведения бросил тень на прекрасное и очень нужное изобретение.
Но значит ли это, что неудача режиссера опорочила новое искусство? Ни в коем случае! Наличие многих отличных в стереоскопическом отношении кадров в фильмах «По следам врага», «Фильм-концерт», «Парад молодости» и в обеих сериях «Робинзона Крузо» лучше всего говорит о том, что будущий кинематограф неминуемо будет стереоскопическим и что но¬вое искусство обязательно восторжествует.
Сейчас мы снисходительно смотрим на образцы первых автомобилей, на музейные экземпляры первых электрических лампочек и радиоприемников. Возможно, что сегодняшнее стереоскопическое кино в будущем будет выглядеть примерно так же, как сегодня выглядит первый паровоз перед современным локомотивом. Изобретатель и его научно-технический коллектив должны быстрее развивать свое изобретение, быстрее изготовлять усовершенствованный интегральный экран, улучшать проекцию и с’емку фильмов. Но особенно высокие требования пред’являются к творческим работникам: они обязаны подхватить идеи новаторов кино, понять огромное значение нарождающегося искусства и теперь же приняться за постановку подлинно художественных, высокоидейных стереоскопических фильмов.
На наших глазах рождается новое искусство. Оно требует серьезной и внимательной поддержки.

Е. РЯБЧИКОВ.

__________________________________________________________________________________

ПЕРВЫЕ  В  ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО  КИНЕМАТОГРАФА.

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy  
© Николай Майоров, 2012. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.