ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. Известия «Новый фильм. Разгром немецких войск. Наше оружие». (15.02.1942)

ГАЗЕТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. Известия "Новый фильм. Разгром немецких войск. Наше оружие". (15.02.1942)
Известия «Новый фильм. Разгром немецких войск. Наше оружие». (15.02.1942)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 15 ФЕВРАЛЯ 1942 г. № 38 (7724)
НОВЫЙ ФИЛЬМ
«Разгром немецких войск под Москвой»

Наше оружие
Этот фильм мы смотрели в ночь — после возвращения с фронта, и снова перед нами были фронт и стужа, и снег, и пробитые в снегу дороги, по которым война уходила от Москвы на запад, оставляя за собой обломки немецких танков и машин, трупы немецких солдат и офицеров, немецкие чемоданы с фраками, приготовленными для банкетов «по случаю победы германского оружия». Оружие стынет в снегу, фраки оказались ненужными, но переодеться офицерам все же пришлось— соломенные чуни поверх сапог, украден¬ные женские платки на голове и ночные сорочки взамен маскировочных халатов.
Об этом много писалось, но это нужно видеть, чтобы понять по-настоящему, что произошло под Москвой на пороге 1942 года и в январские вьюжные дни. То, для чего мы мучительно искали и не всегда находили слова, теперь дополнила кинопленка. Как будто переместились на экран: и ожили страницы декабрьских записных книжек, — вернулись тревога и боль, и надежда, и гордость людей, видевших, как защищалась Москва.
Мы снова узнали Москву тех дней, когда она стала грандиозным военным лагерем и узлом фронтовых дорог и через площади, мимо новых дворцов и. театров двигались обозы и пушки, колхозники гнали по бульварам уводимый от немцев скот и кнутами и криком останавливали стада перед красными семафорами на перекрестках, а навстречу шли танки, грузовики со снарядами, кавалерийские эскадроны, и на заставах их провожали на фронт строители баррикад.
То были трудные дни. Многие наши друзья во всем мире готовы были оплакивать судьбу Москвы, Обреченной, как им казалось, на поругание. Немцы подошли к городу на расстояние орудийного вы¬стрела и уже тянули тяжелые пушки для первой канонады. Но Москва верила в силу фронта, и фронт верил в силы Москвы, и они победили — армия, столица, народ.
Теперь они увидят себя в этом фильме.
Их увидит весь мир.
Можно поздравить кинооператоров, которые в самые тяжелые дни, когда решалась судьба столицы и немецкие квартирьеры готовили планы размещения войск в черте города; продолжали снимать свой фильм, охваченные общей для всех нас уверенностью в победе.
Операторы работали над фильмом на полях сражения. Мы встречали их на всех участках фронта. Они шли вперед рядом с красноармейцами. Они хотели показать народу то, перед чем с уважением об¬нажит голову история,— подвиг бойцов, сумевших остановить лавину немецких танков, волю и разум советских генералов, сумевших по сталинскому плану под¬готовить силы для наступления, такого неожиданного и стремительного…
Операторы шли вслед за наступающей Красной Армией. Киноаппарат слабо трещал в громе и вое рвущихся снарядов. С этим оружием, с легкой, портативной кинамой, операторы вступили в бой с ложью Геббельса, заверявшего, что армия Гитлера организованно отходит на зимние квартиры. Силу этого оружия гитлеровцы испытают, когда запечатленная на ленте правда о боях под Москвой вспыхнет на экранах всего мира и наши друзья поймут, как добывалась под Москвой победа, и ужаснутся чудовищным преступлениям немцев, мстивших нам сожженными городами, спаленными до последней избы деревнями, расстрелами не-винных людей, виселицами на площадях, беспощадной войной с женщинами, детьми, стариками.
Мы увидим плач народа над телами убитых отцов и сестер. Мы увидим старуху, которая крестит бойцов, идущих продолжать бой, наступление. Мы увидим испуганный и все еще злобный взгляд пойманного зверя — пленного немца. Армия Гитлера отступает. Ее погнали из наших городов и селений в снега, на мороз. Крышей для немецких солдат стало холодное небо, а стенами — сизые тучи на горизонте.
Наша армия, наш народ имеют много отличного оружия. Самое сильное наше оружие — правда.
Эта правда есть в фильме. Она станет достоявшем всего мира.
Евгений КРИГЕР.

___________________________________
Как снимался фильм
На долю советских кинохроникеров вы¬пала честь запечатлеть на .пленке осуществление сталинского плана разгрома немецких войск под Москвой. Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» снимали 15 кинооператоров. Первая часть фильма посвящена суровым октябрьским дням в Москве. Операторы — москвичи Макасеев, Щекутьев, ассистент оператора Сухова вместе с актерами, слесарями и инженерами, строили баррика¬ды. Одновременно они снимали родной город, готовившийся дать отпор врагу..
Когда началось контрнаступление на¬ших войск, операторы двинулись вперед. Их видели рядом собой и генералы, командовавшие армиями, и бойцы, шедшие в атаку. Их хорошо знали в лицо, потому что они не раз участвовала в боевых делах наших частей. Операторы Бунимович и Касаткин, совершив несколько боевых вылетов на бомбардировщиках, сняли бомбежку колонн врага.
Во время боя одно немецкое орудие было — захвачено нашими бойцами и повернуто в сторону врага. Красноармейцы расстреливали бегущих немцев из их же орудия. В этот момент операторы Бунимович и Касаткин .были рядом, снимали.
Быть в. боевой обстановке, быть вместе с частями — закон для каждого фронтового кинооператора. Ибо, только испытав всю тяжесть походов, можно правдиво рассказать кинозрителю о героических
подвигах Красной Армия. Только входя вместе с передовой частью в оставленный немцами город, можно документально запечатлеть следы немецких зверств, радостные переживания жителей освобожденных сел.
Кармену удалось так правдиво показать колхозницу, которая, крестясь, встречает бойцов, потому, что он вошел в село буквально через несколько минут после ухода немцев. Когда операторы Шнейдеров и Крылов вслед за отступающими немцами прибыли на станцию Маклец, перед ними предстала потрясающая картина: тысячи колхозников тушили пожар в элеваторе, спасая хлеб, подожженный немцами. И сразу же операторы начали снимать.
Когда Эльберт вошел в одно из сел, встретившиеся жители повели его к дому, в котором были сожжены немцами пленные красноармейцы. Эльберт снимал тела погибших, когда они еще пылали. Так снимал оператор Бобров момент взятия в [плен немецких’ солдат, спрятавшихся в |избу, так снимали операторы взятие Можайского вокзала.
Когда оператор Небылицкий прибыл в Елин, он увидел бесчисленные трофеи: машины, танки, снаряды, орудия, брошенные немцами при бегстве. Никакое панорамирование с’емочного аппарата не ;могло дать возможность передать весь масштаб захваченных нами трофеев. По военному проводу Небылицкий сообщил в Москву в. штаб хроники — на Центральную студию о важности с’емки с самолета. Через два часа после взятия Калинина и через не¬сколько часов после взятия Клина оператор Беляков снимал с самолета дорогу от Калинина к Москве, усеянную немецкими машинами, орудиями, пушками. С особенной любовью . снимали кинооператоры технику — самолеты, танки, артиллерию, .наших парашютистов-десантников, замечательных лыжников. Операторы стремились использовать все имеющиеся в их . распоряжении технические возможности для точного; изображения вашей боевой техники, ее- силы.
Вместе с операторами, создателями кар¬тины являются: режиссеры Копалин и Варламов. Они собрали в единую, стройную композицию фильма заснятые кадры. Вместе с операторами и режиссерами иного работал над фильмом весь коллектив Центральной студии кинохроники. Люди жили на студии более десяти суток, не выходя из цехов.
И, наконец, фильм создан. Это лишь первый опыт. Придет время, и мы будем снимать разгром немцев под Ленинградом, на Украине, в Белоруссии. Это будут фильмы об окончательном освобождении советской земли от немецких захватчиков.
Р. КАЦМАН.

 

movie-projectors-86050

 

 

Союзкиножурнал №17 26 февраля 1942 (фрагмент)

 

 

«Разгром немецких войск под Москвой»

ПЕРВЫЕ  НОМЕРА  ПОПУЛЯРНЫХ  СОВЕТСКИХ  КИНОЖУРНАЛОВ

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%8f%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b0-copy
© Николай Майоров, 2011. При использовании материалов сайта ссылка на Первые в кино обязательна.